Как бороться с таможенным произволом, избегать взяток и импортировать товар по-честному - Клуб директоров
  • Главная  / 
  • Сервис
  •  /  Как бороться с таможенным произволом, избегать взяток и импортировать товар по-честному

Как бороться с таможенным произволом, избегать взяток и импортировать товар по-честному

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

Одна девушка возвращалась из Таиланда домой, прихватив для знакомых и родных несколько стеклянных фигурок-русалочек. Как ей объяснил продавец, это один из лучших сувениров.

Но на таможне возникла проблема — тайцы не пропускали ее, утверждая, что «растаможка изображения людей по местным законам стоит на 20% дороже, чем сувениров».

Девушка решила не поддаваться на эти провокации и через 2 часа препирательств все-таки настояла на том, что фигурки русалочек подходят под классификацию рептилий из-за хвоста.

В этой реальной истории есть доля иронии и юмора, но еще она показывает, что на таможне любой может столкнуться с произволом.

ФТС России пытается разрешить эту проблему и всерьез занимается вопросом противодействия коррупции на таможне. По статистике ведомства, доля уголовных дел, связанных с таможней, в 2016 году заняла 96,4% из числа всех коррупционных дел. В них фигурируют не только перевозчики, но и клиенты, которые решили рискнуть и попробовать обойти государство, чтобы быстрее и проще получить свои грузы.

Как избежать уголовной ответственности и при этом продолжать вести бизнес?

Можно ли делать это честно и работать по так называемой «белой» схеме?

И как упростить процесс взаимодействия с таможней?

Об этом и не только поговорим в сегодняшней статье.

Белое против серого: какая схема импорта действительно выгодна?

Давайте посмотрим на процесс импорта глазами обеих сторон.

Официальная задача таможни: получить налоги и пошлины от импортера и по максимуму привлечь финансовые средства в казну государства.

Задача импортера: свести расходы на импорт до минимума, включая таможенные платежи. Тем самым импортер удешевляет себестоимость продукта и увеличивает собственную маржу или пытается вписаться в конкурентные рамки, считая, что если конкуренты возят по «серой» схеме, значит и для него это выгодно.

Все знают, что если в «Евросети» определенная модель телефона стоит 50 000 рублей, то в соседнем интернет-магазине такая же модель будет стоить 40 000 рублей. Не потому, что владелец слишком добрый, — просто телефоны по-разному ввезены в страну. Кто-то не уплатил налоги и может продать дешевле.

Что такое «белая» схема: производитель продает покупателю товар по реальной цене с полным пакетом необходимых для импорта документов. При такой схеме импортер уплачивает все ввозные пошлины.

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

Что такое «серая» схема: варианты бывают разные, но чаще всего производитель договаривается с покупателем о снижении цены по документам. Считается, что это позволяет уменьшить платежи на таможне. Но если 5-10 лет назад бизнесмену было действительно выгодно работать по «серой» схеме, сейчас такие действия приводят к лишним проблемам:

  • введен электронный НДС и цепочка посредников видна налоговой, которая в подходящий момент это использует. Как только замечены большие обороты, ОБЭП может прибыть в компанию в любое время с проверкой и даже изъять компьютеры;
  • таможня имеет право в течение 3 лет скорректировать стоимость. Существует отдел, который анализирует импортные грузы. Когда они замечают, что заявленная стоимость на определенные товары была слишком низкая, могут в одностороннем порядке поднять ее и списать деньги со счета импортера. Вернуть их можно только через суд, если вы сможете доказать свою правоту;
  • если работать по «серой» схеме, в декларациях указывается более низкая стоимость груза. Но как перевести остаток денег продавцу? Естественно, он не будет продавать товар по указанной заниженной цене. Поэтому прибегают к помощи посредников. И если 4-5 лет нужно было платить 1-2% от суммы, то сейчас комиссия возросла до 10%;
  • компании-посредники теперь требуют свою пошлину — обычно она составляет до 12% от стоимости груза;
  • есть высокий риск, что товар конфискуют на таможне и никто этого не возместит;
  • если в схеме участвуют компания-покупатель и компания-импортер, как последним продать этот заказ конечному покупателю? Они купили по небольшой цене, продадут по реальной — по документам у них получается большая прибыль, что гарантированно привлечет внимание налоговой;
  • нужно плюсовать расходы на фирмы-однодневки.

Если раньше разница в стоимости доставки груза между «серой» и «белой» схемой составляла 15-30%, поэтому действительно было выгодно привозить «втемную». Сейчас «белая» схема может быть дороже не больше, чем на 10%. Можно считать, что эту сумму предприниматель платит за свой спокойный сон и гарантию, что груз прибудет и будет получен без проблем.

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

Как правильно выбрать схему и избежать столкновений с таможней?

Считать весь цикл. Обычно производят расчет на сегмент, то есть экономят на таможенных платежах. Но нужно учитывать, что это влечет дополнительные расходы в других сегментах.

Обращайте внимание на 4 составляющих:

  1. Компетентный декларант. На вас должен работать человек с аналитическим складом ума. Это как с бухгалтером: человек может знать 2-3 шага в профессии, и из-за него фирма теряет больше, потому что платит налоги, которые можно было бы не платить, если бы человек правильно разобрался в законодательстве. Декларант изучает товар, который планируется ввозить/вывозить, исходя из этого, он понимает, какие ожидаются расходы, на основании чего предлагает вариант действий. Если он ошибется по коду, это приведет к составлению протокола или лишнему хранению на складе.
  2. Понимание типа товаров. Государство всегда защищает свои интересы, поэтому если ваш товар входит в категорию двойного или военного назначения, как часто определяют электронику, средства связи или компоненты, нужна нотификация или другие документы, относящиеся к мерам нетарифного регулирования. Если этого нет, груз могут задержать или будут наложены санкции со стороны таможни или других контролирующих государственных органов. Этим вопросом должен заниматься декларант.
  3. Проверка сертификации. Большинство товаров должны быть ввезены с наличием разрешительных документов. Если этого нет — протокол или задержка груза до тех пор, пока не будут подготовлены документы. В зависимости от типа товаров, это может длиться 2-3 дня или 2-3 месяца. Поэтому важно получить документы заранее, пока груз не прибыл на таможню.
  4. Надежный брокер. Раньше считалось нормальным взять с клиента больше денег за услуги, чтобы якобы дать взятку на таможне. Но сейчас брокеров слишком много, поэтому такая практика заканчивается на 2-3 грузе — люди начинают мониторить, спрашивать и узнают, что на самом деле можно было спокойно и без этих расходов ввезти груз.

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

Поэтому если ваш брокер намекает, что надо доплатить и выпрашивает деньги на взятку на таможне, нужно понимать: когда груз «белый», зачем давать взятку? Для ускорения процесса — это уже не вариант. Обычно так поступают фирмы-однодневки, начинающие, кому очень хочется заработать больше, или те, у кого совсем отчаянное положение.

Но иногда этих составляющих недостаточно — таможня сама провоцирует работу по «серой» схеме и поощряет дачу взятки.

Как выбраться из ловушки таможенного инспектора

Реальный случай из практики читателя Клуба Директоров. Таможня на ровном месте на 3 дня задержала груз на границе.

Ввозилась туалетная бумага, с документами все нормально, но сотрудник начинает придираться и явно ищет повод, чтобы получить взятку. Груз ставится на досмотр на 3 дня, заставляет выгружать весь товар, взвешивает его, сравнивает вес с данными, указанными в CMR. Когда все совпадает, сотрудник говорит, что таможня отправляет образцы бумаги в лабораторию, чтобы получить подтверждение, что бумага действительно из целлюлозы, как это указано в сертификатах.

В случае получателя это простой машины, дополнительные затраты таможне за лицензионный склад и штрафы от клиентов за недопоставку.

Среди наших читателей есть Константинов Валентин Михайлович, генеральный директор транспортно-экспедиторской компании ООО «ФК «Групп» (FC Group). Мы попросили его прокомментировать эту ситуацию.

Цитируем его ответ: «Нужно понимать: выставление груза на досмотр — это не прихоть инспектора, а срабатывание определенного риска. Но это всегда можно предвидеть и заранее согласовать с постом. Или объяснить ситуацию клиенту и предусмотреть это как дополнительный расход.

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

К сожалению, некоторые инспекторы таможни часто намеренно создают ситуацию, когда выбор стоит только так: либо платить взятку, либо терпеть убытки в виде простоя и расходов на досмотр.

FC Group работает на тех постах, где нас уже знают, поэтому инспектора прямо говорят: будут предприниматься какие-то действия относительно груза или нет.

Также мы стараемся поддерживать связь с руководством поста, чтобы всегда своевременно получать оценку действий инспектора.

Если все-таки происходит подобная ситуация и мы видим необоснованное затягивание сроков оформления, мы либо берем эти дополнительные расходы на себя, либо подключаем юридический отдел, если есть весомые основания для судебных разбирательств с перспективой выиграть дело.

Поэтому толковый брокер должен заранее предусмотреть риск и предупредить об этой возможности клиента, в крайнем случае — самостоятельно решить этот вопрос. Это значит, что настоящий профессионал всегда запрашивает документы у клиента и проверяет их до того, как груз отправляется к пункту назначения. Это позволяет избежать задержек на таможне, а не решать бумажные проблемы по уже сложившейся ситуации».

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

Как выгодно ввозить электронику по «белой» схеме

Реальный кейс

Валентин поделился примером из практики FC Group, который наглядно демонстрирует, что предпринимателям стоит почаще обращать внимание на возможности «белой» схемы.

Клиент FC Group ввозил в страну электронные компоненты по «серой» схеме. Он переводил деньги через посредников, переплачивая 10%, ввозил товар без деклараций — и за это тоже переплачивал до 10% от стоимости.

В FC Group выяснили, что часть товара облагалась 18% НДС — это значит, что пошлины на такой товар нет. Другая часть тоже входила в категорию беспошлинных грузов. Поэтому на самом деле он давно мог ввозить товары по «белой» схеме, не переплачивая посредникам и не ломая голову, как же обойти закон. Сейчас он переплачивает максимум 2-3%.

Рассмотрим более подробные расчеты.

Тип товара: микросхемы

Стоимость: 45 000 $

Вес: 3 кг

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

Табличный пример приведен в упрощенном виде, некоторые статьи обобщены для простоты восприятия.

С первого взгляда кажется, что расчеты наглядно демонстрируют выгодность «серой» схемы. Посмотрите на ситуацию с другой стороны — вы платите 870 $ за:

  • гарантию, что груз выпустят с таможни, а не задержат на несколько месяцев или отправят обратно. Вы получите его и сможете своевременно реализовать товар, чтобы запустить следующий цикл продаж;
  • гарантию, что оформление пройдет без проблем и накладок. Например, мы ввозим продукты питания, которые должны быть промаркированы на русском языке и этикетки должны соответствовать определенным требованиям. Если этих этикеток нет, груз развернут и отправят обратно, потому что он не соответствует требованиям. Все это будет из-за не наклеенных этикеток. Представьте, через какой кошмар проходит предприниматель, когда приезжает целый контейнер груза. Сколько ему будет стоить отправить его обратно, перемаркировать и привезти снова? Это будет, мягко говоря, невыгодно, плюс скажется на его репутации;
  • гарантию, что товар будет получен, а не исчезнет, как это часто бывает при работе по «серой» схеме;
  • защиту от уголовного преследования;
  • снятие вопроса о наличии деклараций и лишних трат за фальшивые документы;
  • снятие трат за услуги фирм-однодневок, которые помогают нелегально ввозить товар в страну.

Белая и серая схема таможенного оформления: как выбрать

При возникновении гарантийного случая возникнет вопрос: как отправить некачественный товар обратно производителю и получать замену товара в РФ? Если при «белой» схеме все просто и понятно, то при работе по «серой» схеме это практически невозможно или слишком дорого.

Как видите, работа по «белой» схеме — действительно актуальный формат работы, особенно, когда на вас работает хороший брокер. Теперь вы знаете, как его выбрать, — достаточно, чтобы он соответствовал нескольким критериям:

  • заранее проверял документы,
  • имел нужные связи в таможне и других государственных органах,
  • при возникновении форс-мажоров умел оперативно с ними работать,
  • оплачивал расходы, возникающие по вине брокера,
  • предлагал вам выгодный вариант «белой» схемы.

FC Group предлагает специальные условия для Клуба Директоров —
запросите тариф для своего груза.
 

Инна Бутенко
Контент-менеджер В

Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров, а также веду рассылку.