
Когда речь заходит об увольнении, принято обсуждать лишь пострадавшую сторону: ее обиду и злость на руководителя. Но почему-то никто не говорит о том, каково это — сидеть напротив человека и сообщать, что ему пора покинуть компанию.
Независимо от того, что стало причиной — плохие результаты самого работника, сокращение бюджета или изменение стратегии компании, многие принимают увольнение на свой счет. Поэтому быть тем самым человеком, который объявляет приговор, — тяжкое бремя лидера.
Но увольнение не обязательно должно быть болезненным. Если подготовиться к нему правильно, обе стороны сохранят уважение друг к другу. Помочь в этом может психология. Еще Фрейд говорил, что не бывает полностью завершенной психотерапии.
Проводя параллель с бизнесом, можно сказать, что даже лучшие сотрудники никогда не реализовывают свой потенциал в рамках одной компании на 100% из-за сложившихся обстоятельств. Предприниматели вынуждены постоянно подстраиваться под новые экономические условия, чтобы оставаться на плаву, и это неизменно сказывается на рынке труда.
Помните, что миллениалы меняют работу чаще, чем их предшественники. Уволив сотрудника, вы можете через некоторое время принять его обратно.
Психотерапевт и лайф-коуч Мэтью Джонс (Matthew Jones) рассказывает в своей статье, как уволить подчиненного так, чтобы он хотел к вам вернуться.
Запаситесь терпением
В психологии принято заканчивать терапию в несколько сеансов, чтобы добиться максимального эффекта от лечения и повысить степень удовлетворенности клиента. Увольнение означает не только потерю дохода — это все равно, что потерять семью. Так что проявите чуткость и тщательно подготовьте почву для расставания.
Покажите работнику, что цените его
Слова ничего не значат, пока они не подкреплены делом. Вы можете выразить свое уважение бывшему подчиненному денежной премией, а можете воспользоваться своими связями и открыть для него новые карьерные возможности. Любая посильная помощь не отнимет у вас много времени, зато сотрудник будет вспоминать вас с благодарностью и наверняка порекомендует вашу компанию знакомым.
Подведите итоги сотрудничества
В конце психотерапии важно, чтобы клиент осознал, каких результатов он добился в ходе лечения. Спроецируйте это на процесс увольнения. Ваша задача — помочь сотруднику понять, какой вклад он внес в бизнес и какие навыки приобрел за время работы в компании. После этого увольнение станет для него началом нового этапа в карьере.
Приготовьтесь к целому спектру эмоций
Большинство людей при увольнении испытывают грусть и злость, но истинная причина их эмоций — страх. Также имейте в виду, что некоторые предпочитают делать вид, будто им все равно — это срабатывает механизм психологической защиты. Но независимо от того, как себя поведет тот или иной человек, постарайтесь отнестись к его чувствам с пониманием.
Позвольте себе сопереживать подчиненному
Не пытайтесь притворяться, что ничего страшного не случилось. Я понимаю, что увольнение работника — совсем не то же самое, что прекращение терапии у клиента. Наверняка вас и вашего подчиненного уже многое связывает, так что позвольте себе разделить его эмоции и оказать ему моральную поддержку.
Запомните: чем тщательнее вы продумаете расставание, тем больше вероятность, что удастся сохранить дружеские отношения с бывшим подчиненным.
Кстати, в телеграм-канале «Психология в бизнесе» есть пост, что делать, если генеральный директор не сдержал публичное обещание. Рекомендуем прочитать и подписаться!

Ксения Ерёмина
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.