Если нас интересует какая-то тема, мы постоянно натыкаемся на связанную с ней информацию. Когда у меня появился ребенок, я поразился, сколько младенцев живет в нашем районе.
Автопилотное восприятие рекламы у покупателей
Разберемся, почему. Мы же не ищем информацию специально. Наши глаза вообще движутся сами по себе. Мы не думаем каждую секунду: «сейчас посмотрю налево, потом вверх». Процесс внимания работает следующим образом: мозг на автопилоте мониторит окружающий мир. Большая часть данных поступает из периферийного зрения. Как только полученная информация совпадает с областью текущих интересов, мозг отдает команду глазам сфокусироваться в потенциально интересном направлении. Как на фото — в зависимости от ситуации – вы увидите либо макдоналдс, либо кафе, либо магазин одежды.
Мозг сам принимает решение о ценности объекта еще до того, как мы поняли, что перед нами. Попасть в зону внимания автопилота можно, если:
- продукт обладает ценностью для покупателя;
- имеет «типичные атрибуты», помогающие автопилоту отнести его к определенной категории.
Упрощенно – безумно креативная, красивая, запоминающаяся вывеска аптеки приведет к потере клиентов, проезжающих мимо на автомобиле. Потому что автопилот будет искать зеленый крест – типичный атрибут аптеки.
Чек-листы: избавьте себя от рисков забывчивости и невнимательности
А теперь поговорим немного о невнимательности :)
Итак, мы собираемся в отпуск. Многие, особенно девушки, составляют чек лист и с помощью него проверяют, все ли взяли с собой. Это правильный подход. Вопрос только один – а почему бы не расширить эту практику? В жизни и бизнесе существуют много событий, ничуть не менее важных, чем подготовка к отпуску.
Может это и старомодный, зато очень действенный способ. Устраняет риски невнимательности или забывчивости. Позволяет получить общую картину. А главное — делает очевидными рутинные проблемы.
Так, исследования Гаванде показали, что в трети случаев врачи пропускают хотя бы один шаг из 5-ти очевидных пунктов: «вымыть руки», «надеть стерильный халат» и т.п. Через год после введения чек-листов хирургическое инфицирование в клинике сократилось с 11% до нуля.
На КДПВ — сокращенный чек лист пилота Боинг 737-800 для отработки на симуляторе.
Николай Молчанов
Кандидат психологических наук, Executive MBA INSEAD (бизнес-школа № 1 в мире, Global MBA Ranking 2017, Financial Times).
Автор телеграмм-канала «Психология Маркетинга».
Автор книги "Драйверы роста"