Кажется, что мотивировать сотрудников просто. Так оно и есть — в теории. Но одно дело — придумать классную концепцию и совсем другое — претворить ее в жизнь.
В идеале лидер должен знать, что именно мотивирует каждого члена команды, и действовать соответствующим образом. Но как быть, если речь идет об огромном штате работников или руководителе, который находится в вечном цейтноте?
Многие лидеры идут по проторенной дорожке и выбирают метод кнута и пряника, где кнут — наказание за невыполнение или плохое выполнение работы, а пряник — поощрение за отличные результаты. Но если персонал будет выполнять свои задания не иначе, как из-под палки, мотивация закончить проект останется только у руководителя.
Бизнес-коуч Лиза Лай (Lisa Lai) предлагает другой взгляд на проблему мотивации персонала.
Покажите подчиненному, как важен он и его работа
Самая сильная мотивация для любого человека — осознание того, что его работа ценна не только потому, что она приносит прибыль.
Чтобы добиться желаемого результата, для начала объясните подчиненному, в чем смысл той работы, которую он должен выполнять.
- Что вы делаете как организация или команда?
- Зачем вы это делаете?
- Кто и как получает преимущества от вашей деятельности?
- В чем заключается успех вашей команды в целом и каждого ее члена в отдельности? Какую роль выполняет каждый работник на пути к этой цели?
Если подчиненные будут иметь четкие ответы на эти вопросы, вам больше никого не придется заставлять делать свою работу.
Обсудите возможные проблемы в работе заранее
Когда перед подчиненными стоит сложная задача, очевидно, что на пути к ее решению они столкнутся с множеством препятствий. Но если вы обсудите их заранее, это существенно повысит продуктивность.
- Что может усложнить работу команды?
- Что вы можете сделать, чтобы облегчить это бремя?
- Какие препятствия могут возникнуть?
- Как их можно преодолеть?
- Как оставаться достаточно вовлеченным в процесс, чтобы рубить проблемы на корню и уверенно идти к успеху?
Работники достаточно мотивированы, когда могут заниматься своими делами в нормальном режиме, без спешки и завалов.
Хвалите и благодарите
Метод кнута и пряника не может обеспечить стабильную мотивацию. Чтобы работники действительно чувствовали свою важность, замечайте их старания, хвалите за успехи и благодарите за вклад в общее дело. Лидеры постоянно недооценивают эту стратегию, но именно она дает возможность персоналу показать себя с лучшей стороны.
- Каких показателей достигли сотрудники?
- Каких исключительных или неожиданных результатов они добились?
- Кто прыгнул выше головы, чтобы помочь коллегам уложиться в срок?
- Кто лучше всех помог клиенту в сложной ситуации?
- Кто действовал в соответствии с ценностями компании и показал пример другим?
Продемонстрируйте своим подчиненным, как вы их цените, и они свернут для вас горы.
Проверьте собственную мотивацию
Что если вы сделали все вышеперечисленное, но по-прежнему вынуждены «пинать» подчиненных? Возможно, вам стоит проверить собственную мотивацию. Люди всегда чувствуют, насколько их лидер вовлечен в работу. Если вы сами не в восторге от своей компании или команды, тогда вряд ли у вас получится мотивировать других.
- Чтобы разобраться в этой проблеме, ответьте себе на несколько вопросов.
- Какие аспекты вашей должности вам больше всего нравятся?
- Что позволяет вам гордиться своими подчиненными?
- Какое влияние вы и ваша команда можете оказать на других как внутри компании, так и за ее пределами?
- Что вы можете сделать, чтобы повысить энергию и энтузиазм?
Помните, что подчиненные мотивированы, когда мотивирован их лидер.
Ксения Ерёмина
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.