Рассмотрим основные моменты анализа картины базового маркетингового анализа перед стартом продвижения сайта и в целом перед постановкой целей.
Итак, для получения первичной картины нам понадобится собрать информацию по трем основным моментам:
1) Аудитория потребителей
2) Объем рынка
3) Конкуренция
Чуть подробнее:
1. Аудитория потребителей.
Важно сформировать портрет целевой аудитории не в общем (все мужчины и женщины от 15-35 лет), а той, которая реально принимает решение о покупке Вашего товара или услуги. Иногда применяют методику Шеррингтона по пяти вопросам Что, Кто, Почему, Когда, Где
Или ответьте на базовые признаки:
a. География покупателя
b. Социально-демографические признаки (пол, возраст, профессия, уровень дохода, религия, национальность и т.д.)
c. Поведенческие факторы (кто принимает решение о покупке, на основании какой информации, сезонность)
2. Объем рынка.
Так как мы рассматриваем только онлайн, то нам надо ответить на два вопроса:
a. Динамика популярности
b. Количество (частота) поиска
3. Оценка конкурентов, количество получаемого трафика, каналы получения.
Аудитория:
Для примера рассмотрим составление такого простого анализа по компании, которая хочет предоставлять услугу обучения языковым урокам (английский, немецкий, польский) расположенная в городе Харькове.
Начнем с изучения ниши по направлению английского языка, которая представлена изучением направлений:
● Общий английский
● Бизнес английский
● IT – английский
● Английский для детей
Первое направление: Общий английский
Отвечаем на вопросы:
Объем:
Для анализа популярности используем Google Trends.
Здесь необходимо отметить, что несмотря на то сезонные всплески в Google Trends в начале учебного года, когда – указано в течении года, так как всплеск спроса обеспечивают аудитория не являющаяся целевой.
Хотя на графике в целом спрос остается устойчивый без тенденции к росту или падению.
Итоговый вывод – спрос на услугу остается на устойчивом постоянном уровне без тенденции к росту или падению.
Для расчета объема рынка, подберем запросы по нашей тематике, ограничим регион Харьковом и посмотрим на итоговую частотность. Роста онлайн аудитории составил за три года на 14% (Источник: Google Consumer Barometer), что при стабильной популярности услуги дало рост запроса услуги в поисковых системах.
Источник Google Adwords:
Добавив базовые минус слова (онлайн, бесплатно, детей, отзывы, видео, реферат, алфавит, бесплатное, грамматика, самоучитель, самостоятельно, аудио, как, тест) для региона Харьков и область мы получили частотность около 16000 запросов в месяц. Это и есть наш базовый объем запроса услуги. Однако сразу же надо отметить что это по всем нишам услуги, как для начинающих, так и специализированный бизнес курс, так и IT курс.
После того как мы поставили опцию «Показать только варианты, тесно связанные с вашими ключевыми словами» мы получили объем в 7000 поисковых запросов в месяц.
Оценка конкурентов:
Конкурентов выгружаем из SERPSTAT, выбирая по совпадению ключевых запросов.
Анализируем каждого из них через SimilarWeb получая картину трафика. Для примера мы взяли 10 сайтов.
Для базового анализа это все.
Имея эти данные, уже можно видеть картину конкуренции, потенциальные варианты привлечения аудитории, каналы и объем трафика конкурентов и исходя из этого сформировать задачи для полного и комплексного продвижения сайта.
Алексей Алексеев
Оперативное и стратегическое управление.
Специализируемся на развитии малого и среднего бизнеса.