Два раза в год, в конце декабря и начале мая, бизнес-Россия впадает в спячку. Уже за неделю до начала выходных место проектов в головах менеджеров занимают водочка и шашлыки, всё чаще звучит «Давайте уже после праздников», добиться оплаты счетов или
согласования чего бы то ни было практически невозможно.
В Фейсбуке предприниматели, жалуясь на жизнь падение продаж и отсутствие заказов, мечтают о запрете официальных периодов прокрастинации для всей страны. С точки зрения работодателя — можем понять, сотрудники сначала отдыхают, а потом пытаются
вспомнить, чем занимались полмесяца назад. С точки зрения прибыли… Захотелось выяснить, как обстоят дела на самом деле.
Мы, компания InSales (разработчик товароучетной системы с кассой и онлайн продажами ЕКАМ), проанализировали обезличенные агрегированные данные о продажах нескольких сотен розничных точек и интернет-магазинов, торгующих одеждой и продуктами питания, а также кофеен и пивных баров за периоды с 1 по 17 апреля и с 29 апреля по 15 мая.
На календаре и в диаграммах синим цветом выделены данные за апрель, красным — за май.
Давайте посмотрим, ноют коллеги-бизнесмены по делу или за компанию.
Розничные продуктовые магазины
В апреле пик спроса приходился на пятницы — люди запасались продуктами на выходные и следующую неделю. В среднем объём продаж в эти дни увеличивался на 40%.
Перед майскими люди также больше всего тратили по пятницам, но продажи увеличивались лишь на 25% по сравнению с остальными рабочими днями.
В среднем за период майских праздников объём продаж продуктов вырос всего на 7% (при сравнении апрель-май).
Продажи продуктов через интернет в мае наоборот упали. В основном за счёт отсутствия пикового роста заказов по пятницам, которые наблюдаются в обычные рабочие недели. Покупатели перед праздниками предпочли посещать офлайн-розницу, а не заказывать в
интернете.
Магазины одежды
Во время майских праздников спрос упал более чем вдвое: количество продаж снизилось на 55% по сравнению с аналогичными днями недели в апреле. Обычно в пятницу и выходные дни продажи минимум на 20% больше, чем в будние дни в начале недели. Между майскими праздниками спрос был таким же, как в рабочие дни апреля.
Продажи интернет-магазинов одежды во время праздников упали, но всего на 31%. Это было в целом обусловлено майским снижением спроса на одежду, так как и в будние дни мая продажи в среднем были на 18% ниже, чем в апреле.
Кофейни
В майские людям явно хотелось чего-то покрепче — продажи кофе
упали. Если обычно динамика потребления растёт от понедельника к
пятнице (в пределах 5-15%), а на выходных продажи падают на 10-
15% по сравнению с будними днями, то во время праздников продажи
упали на 36%.
При оценке статистики учитываем, что кофейни бывают разные. Кто-то делает упор на офисную аудиторию в рабочие дни (поскольку все были в отпусках, наблюдался отток клиентов), а кто-то — на городскую творческую аудиторию. В нашей аналитике все кофейни были проанализированы по совокупным показателям.
Бары и точки продажи разливного пива
Ожидаемо — выручка пивных заведений в первые дни мая выросла в 2,3 раза, а девятого — в 3,3 раза (средний чек увеличился на 24%). Интересно, что между майскими праздниками выручка вернулась к будничным показателям только в понедельник 6.05, а 7.05, несмотря на то, что следующий день был рабочим, вдвое превысила обычную.
Выводы
Выручка магазинов одежды и кофеен в праздничные дни просела, что логично — кто не уехал в отпуск, тот укатил на шашлыки, деньги уходят в первую очередь на развлечения.
Продуктовые магазины остались в маленьком, но плюсе, а вот продавцы пива, наверное, до сих пор выручку подсчитывают. Знал, знал, что в этой стране выгоднее всего торговать алкоголем!
Представители розницы и общепита, делитесь своими наблюдениями!
Всё в шоколаде или как выходные в стране, так хоть закрывайся?
Все данные о продажах нескольких сотен розничных точек и интернет-магазинов мы собрали и проанализировали с помощью InSales – это профессиональная SaaS-платформа для создания интернет-магазинов и ведения продаж, на которой работает уже более 7 000 успешных интернет-магазинов. Платформа позволяет не только решать онлайн-задачи, но и комплексно управлять всеми бизнес-процессами.
Артём Соколов
Директор по маркетингу