Как оптимизировать финансовые потоки компании легально
  • Главная  / 
  • Бизнес
  •  /  Как оптимизировать финансовые потоки компании легально

Как оптимизировать финансовые потоки компании легально

Вот уже десять лет Россия находится в топе рейтинга стран, которые нелегально выводят средства. Об этом говорят результаты исследования американской организации Global Financial Integrity. К примеру, в 2015 году отток капитала из России составил 105 миллиардов долларов. Превзойти этот показатель смог лишь Китай.

Эта неутешительная статистика свидетельствует о том, что понятие оптимизации финансовых потоков отечественные предприниматели трактуют по-разному. Кто-то предпочитает укрыться от уплаты налогов и делает выбор в пользу офшоров или компаний-однодневок. Но Запад ведёт активную борьбу с подобными схемами. Так что попытка махинаций в обход закона может обернуться, как минимум, клеймом на имени горе-бизнесмена, а то и тюремным заключением.

Что же остаётся? Те предприниматели, которые хотят оптимизировать финансы своих компаний в рамках законодательства, предпочитают зарегистрировать фирму в ЕС. Реальную, действующую, со штатом и сдачей отчётов в налоговую по графику.

В Прибалтику за стабильностью

Больше всего российских предпринимателей привлекает Прибалтика. Членство в ЕС и одновременное партнёрство с РФ сделало этот регион экономическим мостом между Востоком и Западом.

Среди трёх прибалтийских стран уверенно лидирует Латвия. По данным статистики Lursoft, прямые российские инвестиции занимают третью строчку в рейтинге стран, уступая лишь Дании и Нидерландам.

Мы решили разобраться в причинах популярности этой страны и тонкостях открытия компании на её территории.

Почему именно Латвия

Оказалось, по сравнению с другими прибалтийскими странами, Латвия имеет несколько козырей:

— Отсутствие языкового барьера.
Если в Литве или Эстонии вы с трудом найдёте человека, свободно говорящего на русском, то в Латвии таких большинство. Это значительно облегчает коммуникацию на всех уровнях.

— Территориальная близость.
Из Москвы в Ригу можно добраться на самолёте за 1 час 40 минут.

— Либеральная налоговая политика.
Ставка подоходного налога и налога на дивиденды составляет 20%. При этом, с 1 января 2018 года компании будут платить его только после распределения прибыли. Также будут отменены авансовые платежи.

— Возможность полностью контролировать компанию.
В Латвии иностранный гражданин может быть единственным учредителем предприятия и имеет право управлять им даже в удалённом режиме.

— Экономические связи с Россией.
С 2013 года между РФ и Латвией действует соглашение об избежании двойного налогообложения.

— Дополнительные преимущества.
Наличие предприятия в Латвии даёт российскому гражданину преимущества при получении мультивизы в Шенгенской зоне, а также ВНЖ для всей семьи.

Помимо этого, компания, зарегистрированная в Латвии, может претендовать на дешёвые европейские кредиты и источники финансирования.

Как происходит открытие предприятия в Латвии

Самой популярной формой предпринимательской деятельности в Латвии является ООО (SIA). Вы можете открыть его самостоятельно, либо через посредника за 3-5 дней.

Алгоритм действий таков:

  1. Подготовка регистрационных документов либо пересылка доверенности на регистрацию компании представителю компании.
  2. Подача документов в Регистр Предприятий Латвии.
  3. Поход в банк для открытия счёта.
  4. Постановка зарегистрированной компании на учёт в налоговой, получение НДС-номера.

К каким расходам готовиться

Регистрация компании – от 1000 евро при обращении к посредникам.

Аренда офиса в Латвии – от 100 евро в месяц (к примеру, помещение площадью 60 кв.м. в хорошем районе обойдётся примерно 300-500 евро).

Зарплата:
— менеджер со знанием языков (русский, латышский, английский) – в среднем 700 евро в месяц;
— директор – от 900 евро (в зависимости от опыта и специфики компании).

Бухгалтерское ведение компании – 50-400 евро в месяц на аутсорсе, в зависимости от документооборота и сферы бизнеса.

Интернет – в среднем 15 евро в месяц (+ НДС).

IP-телефония – до 100 евро.

Таким образом, противопоказаний к открытию предприятия в этой стране просто нет. В чём подвох?

Дружба дружбой…

Латвийские банки больше не хотят общаться с иностранными предпринимателями напрямую для открытия счёта. Виной всему «грязные деньги», которые сыграли злую шутку не только с теми, кто их выводил.

В 2014 году Ассоциация Коммерческих банков Латвии (LKA) начала глобальную чистку финансовых учреждений, чтобы привести их в соответствие с требованиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Массовый аудит латвийских банков, работающих с нерезидентами, выявил целый ряд случаев отмывания денег. В результате, банки понесли колоссальные потери (к примеру, Expobank в 2015 году выплатил 105 000 евро), а некоторые и вовсе было закрыты (например, Trasta Komercbanka).

Теперь, обжёгшись на молоке, латвийские банки не хотят лишний раз рисковать репутацией и капиталом. Ведь доход от одного нечистого на руку клиента совершенно не соизмерим с возможным наказанием.

Как доказать чистоту своих намерений

Для этого нужно создать историю будущей компании. Нет, не легенду, которая будет служить для отвода глаз и существовать только на бумаге, а реальное обоснование регистрации фирмы. С помощью этой истории банк должен понять бизнес-логику предприятия и чётко представлять его деятельность.

Допустим, можно выделить какой-либо департамент компании в РФ и создать на его основе резидентскую фирму в Риге. Таким образом, российское предприятие будет пользоваться услугами своего же отдела, но в Латвии. Однако историю не обязательно привязывать к существующему бизнесу, можно создать её с нуля.

После года деятельности, когда ваша компания уже зарекомендует себя перед банком и налоговой, бизнес можно масштабировать на другие направления. Кроме того, надёжной латвийской компании будут рады в любом европейском банке.

К примеру, вот такую историю для предприятия по продаже ресторанного оборудования разработал холдинг APHolding, на счету которого 14 действующих компаний российского происхождения.

Идея – создать в Латвии полноценную компанию на основе департамента логистики российского предприятия.

Для этого компания предприняла такие шаги:

  1. Перемещение склада компании из Москвы в Ригу.
  2. Запуск всех финансовых потоков, закупок и прочих операций через рижскую компанию.

В итоге предприятие получило сразу три важных преимущества:

  1. Экономия денег на растаможке и хранении товара, который идет с рижского склада напрямую под заказ.
  2. Распределение прибыли между российской и европейской компаниями, благодаря чему собственник может дифференцировать финансовые риски и получить хорошую историю для банка.
  3. Упрощение процедуры прохождения валютного контроля в российских банках.

Об этом нам рассказал руководитель холдинга Александр Петров. Однако, это только один из многих примеров.

Напишите Александру, чтобы пообщаться лично и узнать больше подробностей об открытии компании в Латвии.

СПЕЦИАЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ КЛУБА ДИРЕКТОРОВ

Ксения Ерёмина

Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.