Налоговых оптимизаторов развелось столько, что слово "оптимизация" стало восприниматься как синоним обмана государства. Надо понимать, что ФНС на два корпуса впереди налогоплательщика в плане автоматизации. "Гениальные" схемы с цепочками аффилированных лиц просчитываются с помощью технологий, которыми средний налогоплательщик будет пользоваться только завтра.
Поэтому безопаснее перестать пытаться обмануть государство. Лучше обратить внимание на возможности законного снижения налогов.
Сразу разочарую: волшебной таблетки здесь нет.
Если вам предлагают законно уменьшить налоговые платежи вдвое - вы имеете дело с проходимцем или непрофессионалом. То же относится к оптимизации НДС - этот налог законно уменьшить практически невозможно. Законная налоговая оптимизация - это в основном история о том, как уплатить не поменьше налога, а столько же, но попозже.
В чем тут выгода?
Отсрочка уплаты налога дает возможность пустить сэкономленные деньги в оборот и успеть заработать на них свою норму прибыли. В крайнем случае деньги можно положить на банковский депозит - хотя бы 6% заработаете до того, как отдать их государству.
Главный инструмент законной налоговой оптимизации - учетная политика. Это внутренний документ компании, в котором описываются применяемые методы бухгалтерского и налогового учетов. Законодательство разрешает многие ситуации отражать альтернативными способами. Но тети Маши, оккупировавшие бухгалтерию, часто не знают альтернатив, либо сознательно их не применяют, чтобы не усложнять себе работу.
Есть в налоговом учете такая приятная для налогоплательщика и неприятная для бухгалтера штука – резервы. Если вы не занимаетесь специфическими видами деятельности, то всего их 4:
Налогоплательщик имеет право их создавать, закрепив свое решение в учетной политике. Смысл создания резервов – отсрочка уплаты налога.
Напомню: она дает возможность пустить сэкономленные деньги в оборот и успеть заработать на них свою норму прибыли.
Как достигается такая отсрочка? Создавая резерв, вы признаете расход раньше, чем фактически го осуществите. Иногда бывает так, что расход вообще не будет осуществлен, а резерв под него создан. И это законно. Такой резерв потом придется включить в доходы, но деньги к тому моменту уже обернутся и принесут прибыль.
Для бухгалтера это чудное послабление от государства оборачивается усложнением и налогового и бухгалтерского учетов. Поэтому тетя Маша старается не говорить работодателю о нем. Она будет всячески отбрыкиваться от предложения использовать эти возможности для снижения налога на прибыль. Она может сослаться на то, что ей придется по-разному вести бухгалтерский и налоговый учет расходов. Жаловаться, что ей придется считать временные разницы по ПБУ 18/02, а это ой как сложно. Это и правда непросто, но не входите в ее положение. Кажется, вы и нанимали ее для ведения учета.
Сегодня расскажу о резерве по сомнительным долгам. Для начала объясню что такое сомнительный долг. Так бухгалтеры называют дебиторку (покупатели должны нам), которую не оплатили в срок. При этом нет гарантий ее оплаты в будущем (залога, поручительства или банковской гарантии). Поэтому мы и сомневаемся, что когда-нибудь получим эти деньги.
Сомнительные долги – это плохо для бизнеса. Еще хуже то, что государство считает налог на прибыль по методу начисления. Это означает, что доход считается полученным не в момент поступления денег на ваш счет, а в момент отгрузки товара покупателю. С этой секунды покупатель должен вам денег, значит, в этом квартале налогооблагаемый доход увеличится на сумму долга. Мало того, что покупатель не заплатил - вы еще и государству остались должны 20% разницы между дебиторкой и себестоимостью товара.
Ситуация win-win, но только для покупателя и государства. Для вас неприкольно. Поставить сомнительный долг в расходы получится только через 3 года - с истечением срока исковой давности. Либо раньше - если должник ликвидируется. Но это по умолчанию. Чтобы не платить налог на прибыль с сомнительных долгов создавайте резерв, предусмотренный статьей 266 НК РФ
Как это работает?
В конце квартала проводится инвентаризация дебиторки – проверяется наличие сомнительных долгов. Если они есть, нужно посмотреть насколько просрочена оплата на последний день квартала. Если просрочка больше 90 дней – весь сомнительный долг включается в расходы и уменьшает налогооблагаемую прибыль. От 45 до 90 дней – можно включить в расходы половину. Меньше 45 дней – сорян, ждите следующего квартала.
Что будет с налогом потом?
Возможных вариантов поведения должника два.
- Совесть замучала или коллекторы - оплатил долг.
- Совесть в настройках отключена, к коллекторам иммунитет - долг оплачивать не стал.
В первом случае сумма оплаты включается в доходы. Это нужно сделать в том квартале, когда деньги поступили на счет или в кассу. Налог придется платить, но только с реально поступивших денег. Во втором случае долг признается безнадежным и списывается через 3 года или после получения выписки из ЕГРЮЛ о ликвидации должника. Списание происходит за счет резерва, на сумму налога это уже не влияет – расход был признан при создании резерва. А значит, неуплаченный налог был вложен в дело и успел принести прибыль.
Что нужно для создания резерва?
Резерв – дело добровольное. Если решили его создавать – закрепите решение в учетной политике. Тетя Маша будет против: инвентаризацию проводить ежеквартально, налоговой объяснять выбор неплатежеспособного контрагента, сложное ПБУ 18/02 применять – аргументы традиционные. Поэтому здесь главное преодолеть ее сопротивление.
Алексей Иванов
Переводчик с бухгалтерского на русский
Умеет заставить бухгалтера работать на компанию, а не на государство