Как часто вы благодарите окружающих? Джеймс Клир (James Clear) делает это реже, чем стоило бы, и уверен, что не одинок в этом. Не умеете говорить слова благодарности? Практикуйтесь! Вот лишь 7 повседневных ситуаций, в которых «спасибо» прозвучит вполне уместно.
1. Когда вы получили комплимент.
Люди склонны обесценивать комплименты, реагируя на них чересчур скромно или, что еще хуже, оправдываясь. Большинство из нас ведет себя так из-за подсознательного страха показаться слишком высокомерными и самодовольными.
Проблема в том, что, отклоняя комплимент, вы унижаете человека, который его сделал, показывая, что он недостаточно умен. Простое «спасибо» убедит его в том, что он все сделал правильно, и позволит вам насладиться признанием. Давайте потренируемся!
Комплимент: «Какое красивое платье на Вас сегодня!».
- Неудачный ответ: «О, ничего особенного, ему уже много лет».
- Хороший ответ: «Спасибо! Рада, что тебе нравится».
Комплимент: «Ого, 20 очков! Сегодня ты в ударе!».
- Неудачный ответ: «Да, но как я мог промазать в третьем раунде?».
- Хороший ответ: «Спасибо! Это был отличный вечер!».
Комплимент: «Твоя презентация — просто бомба!».
- Неудачный ответ: «Разве? Я так нервничал. Надеюсь, это не бросалось в глаза?».
- Хороший ответ: «Спасибо! Я рад, что все прошло хорошо!».
Важно научиться принимать комплименты. Отвергая их, вы упускаете возможность повысить свою самооценку. Ответив благодарностью, настраиваете мозг на нужный лад, позволяете ему принять и обработать информацию.
Получать комплименты — это приятно! Не усложняйте и позвольте себе в полной мере насладиться моментом.
2. Когда вы опаздываете.
Опоздание — это неприятно. Оно провоцирует стресс у того, кто задерживается, и выглядит, как неуважение к тому, кто ждет.
Идея благодарить кого-то за причиненные вами неудобства может показаться странной, но это правильный подход.
Что делает большинство людей? Влетает в дверь с фразой: «Извините, я опоздал». Когда события развиваются таким образом, опоздавший фокусирует внимание на себе.
«Спасибо» меняет расстановку приоритетов — виновник задержки благодарит человека, который потратил время на ожидание.
Представим, что вы прибыли на место встречи через 15 минут после оговоренного времени.
- Неудачная фраза: «Извините, я опоздал. Пробки!».
- Хорошая фраза: «Спасибо за терпение!».
От наших ошибок страдают и другие люди. Инстинктивный порыв — извиниться и постараться загладить вину, но лучше похвалить человека за лояльность и терпение.
3. Когда вы кого-то утешаете.
Оказать моральную поддержку другу, попавшему в сложную ситуацию, — это непросто. Многие теряются и не знают, что сказать, даже если перед ними сидит самый близкий человек. Мне знакомо это чувство.
Часто мы пытаемся отыскать что-то хорошее и сделать на этом акцент. На самом деле, ничего говорить и не нужно. В такие минуты человек хочет, чтобы кто-то просто был рядом. И поблагодарить его за оказанное доверие — хорошее решение.
Предположим, вы узнали, что коллега недавно потерял маму.
- Неудачная фраза: «У тебя есть столько теплых воспоминаний. Сохрани их!».
- Хорошая фраза: «Спасибо, что поделился своими переживаниями! Понимаю, как тебе сейчас тяжело».
Вашего брата уволили.
- Неудачная фраза: «Ну, по крайней мере, ты здоров».
- Хорошая фраза: «Спасибо, что поделился этим со мной. Я тут, чтобы тебя поддержать».
Питомец вашего друга умер.
- Неудачная фраза: «Он прожил долгую и счастливую жизнь».
- Хорошая фраза: «Спасибо, что поделился этим со мной. Я тут, чтобы тебя поддержать».
В минуты отчаяния нужны не слова утешения, а человек, который готов разделить с нами боль. Когда вы не знаете, что сказать, поблагодарите за доверие и оставайтесь рядом.
4. Когда вы получаете обратную связь.
Мы редко расцениваем отклик, как нечто полезное. Стрессовые ситуации, такие как разнос в кабинете шефа или гневное письмо от клиента по электронной почте, вызывают у большинства людей желание обороняться. Вместо того, чтобы тратить время и нервы на спор и оправдания, просто поблагодарите и примите информацию к сведению.
Пример: «Задача выполнена недостаточно хорошо. Я думал, ты можешь лучше».
- Неудачный ответ: «Ты не понимаешь! Вот, что произошло на самом деле…».
- Хороший ответ: «Спасибо за то, что ожидаешь от меня большего».
Пример: «Я купила ваш прибор на прошлой неделе, и он уже сломался. Это возмутительно!».
- Неудачный ответ: «Как вы его использовали? В инструкции указано, что он не предназначен для работы в определенных условиях».
- Хороший ответ: «Спасибо за то, что рассказали о своем опыте! Давайте обсудим проблему. Мы стараемся стать лучше, и информация об ошибках крайне важна!».
Никто не любит проигрывать и выглядеть лузером, но каждая ошибка — шанс стать лучше. Благодарите тех, кто обеспечивает вам обратную связь.
5. Когда вы слышите в свой адрес несправедливую критику.
Иногда критика бесполезна, так как является проявлением чьей-то склочности или мстительности. Лучший подход в борьбе с такими людьми — поблагодарить их за внимание к собственной персоне и двигаться дальше. Благодарность нейтрализует весь негатив, высказанный в ваш адрес.
Пример: «Это хорошие советы для новичков, но для профи они абсолютно бесполезны».
- Неудачный ответ: «Ну да, я и писал эту статью для начинающих. У вас забыл спросить!».
- Хороший ответ: «Спасибо за то, что поделились мнением! В следующий раз я постараюсь учесть этот нюанс».
Пример: «Это самая глупая статья из всех, которые мне довелось читать на этой неделе!».
- Неудачный ответ: «Сам дурак!».
- Хороший ответ: «Благодарю за отзыв! Мне есть над чем работать».
Отсутствие желания всегда выигрывать в споре — признак зрелости характера. Кому-то что-то не понравилось? Какое вам до этого дело? Докажите свою правоту поступками, а не словами.
6. Когда кто-то дает вам непрошеный совет.
Это часто происходит в тренажерном зале. Кажется, что все вокруг лучше вас знают, как именно выполнять то или иное упражнение (и эти люди — не тренеры). Конечно, большинство поступает так не со зла, а желая помочь, но это может вывести из себя.
Однажды я опубликовал видео, и кто-то раскритиковал мою технику выполнения приседаний. Я оставил едкий ответный комментарий, уточнив, не хочет ли оппонент продемонстрировать запись того, как он делает это правильно. Мне казалось, что, указав на неидеальность другого, я смогу проще относиться к своей ошибке. Это защитная реакция. И она была лишней.
Как быть? Просто сказать «спасибо».
Пример: «Во время приседаний вы слишком сильно выпячиваете ягодицы».
- Неудачный ответ: «Неужели? Ну что ж, покажите нам, как делать это правильно!».
- Хороший ответ: «Спасибо за помощь!».
Указание на чужие ошибки не устранит ваши. Поблагодарите человека за то, что он продемонстрировал вам слабое место, даже если не спрашивали его мнения.
7. Когда вы не уверены, стоит ли поблагодарить кого-то.
Если есть сомнения, скажите «спасибо». Лимита на проявление благодарности не существует. Приходилось ли вам слышать о том, что кого-то осуждают за слишком частое использование слова «спасибо»? Нет? То-то же!
К примеру, если вы задумались над тем, нужно ли оставлять чаевые официанту, как минимум, поблагодарите его.
Не забывайте говорить «спасибо»!
Екатерина Бакланова
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.