16 алгоритмов от Павла Костюкова для управленцев и предпринимателей, часть I – Клуб директоров

16 алгоритмов от Павла Костюкова для управленцев и предпринимателей, часть I

Сооснователь агентства Simtu, руководитель бизнес-клуба Т5 Павел Костюков, kostyukov.pro, делится алгоритмами бизнеса, управления и жизни.

Подходы, о которых скажу ниже, я выработал на основе личного опыта или перенял у своих наставников. Каждый работает с вероятностью 50-60%, что позволяет не тратить энергию и принимать с их помощью типовые решения. При этом помните, что важные решения всегда принимаются индивидуально.

 1. Создавай договоренности, а не задачи

Мы привыкли ставить друг другу задачи, а потом требовать их выполнения. Мозг же, когда ему ставят задачу, говорит: «Это скучно и можно не делать». Так и сотрудник, которому вы даете поручение, не всегда стремится к его выполнению. Почему? Потому что у человека появляется внутренняя обида — ему говорят, что делать. А вот если ты с сотрудником и его мозгом «договорился», он думает: «Это ж я сам сказал, это мое решение!» И выполнять задачу на бессознательном уровне становится легче.
Создавайте договоренности! Особенно, при работе с управленцами, маркетологами, программистами. Даже с детьми лучше создавать договоренности: «Давай договоримся: ты убираешь кровать, и мы идем на мультфильм?».

Алгоритмы позволяют не тратить энергию и принимать с их помощью типовые решения.

Подходы, о которых я говорю, выработаны на основе личного опыта или взяты у моих наставников.

2. Дружба, построенная на бизнесе, чаще всего крепка и прочна. Бизнес, построенный на дружбе, чаще всего плох
Почему так происходит? Это идёт из нашей культуры. Чаще всего друг — это психолог, собутыльник. А делать бизнес с собутыльником не очень хорошо. Кроме того, с друга труднее спрашивать результат, если он саботирует работу или не выполняет договоренности. Другое дело, когда ты уже в управлении и по ходу процесса знакомишься с друзьями. Здесь начинается история «Дружба, построенная на бизнесе». Познакомились на боевой задаче, вместе работали и вместе погнали делать дело. А если люди сидели-бухали, а потом решили начать бизнес? Я бы так не делал. Хотя бывают исключения.

3. Соблюдай ритмы праздников и подстраивай под них свою деятельность
Какие праздники есть в России?
● с первого по восьмое января;
● восьмое марта или 23 февраля, то есть там, где длинные выходные;
● майские праздники;
● подготовка к первому сентября и «откисание» мам после начала учебного года.

Вообще, если видишь четыре красных дня вместе, знай что треть Москвы укатит куда-нибудь дней на пять. Если вы работаете в нишах, где праздники сильно влияют на маркетинг и продажи, планируйте на эти дни отправить в отпуск продавцов, переключить рекламу на отдельное расписание. В дни, когда все отдыхают, можно более плотно погрузиться в аналитическую работу, структурировать бизнес-процессы, написать инструкции…
Решение зависит от ниши, и здесь работает правило «Знай трассу». Действуйте, как опытный пилот «Формулы 1»: прошел поворот — наметил, второй — наметил. Он учится, как и на какой скорости входить и выходить из сложных поворотов. Вот и вы год-другой прошли и начинайте выстраивать трассу своего бизнеса.

4. Используй модель заработка с фокусом на результат
Используй модель финансового заработка, которая позволит сотруднику стать ремесленником, управленцев или бизнесменом. И в 45+ выйти на финансовую независимость.

4.1 В идеале ставить продажам фикс ноль, а в некоторых проектах убеждать подрядчика вложиться своими деньгами. К примеру, арбитраж выполнить за бюджет исполнителя. Чем больше подрядчик вложится своими деньгами — в пределах разумного, конечно — тем выше его мотивация делать результат вместе с вами. Срабатывает внутренняя жадность: «Ага, здесь я вложился, надо работать!».

4.2. Предоставляйте 4-6 праздничных выходных в год плюс 4 недели отпуска в год, так, чтобы люди не выбивались из ритма. Важно, чтобы человек не выпадал из рабочего процесса.

4.3. Помогай человеку сбалансировать его трудоголизм. Если человек не хочет отдыхать — такого надо выпроваживать в отпуск. Запирайте их в комнате, пока они билеты не купят куда-нибудь. Итак, кто не ходит в отпуск — выгоняем на моря.

Клубный телеграм-канал

5. Опирайся на твердое. Потом передавай свою компетенцию.
Хорошо делай свое ремесло: работай руками и головой. Производи суперпродукт: выполняй лучшую настройку Директа, давай лучшую психологическую консультацию, лучший массаж или круче всех клади плитку! Будь управленцем, управляй людьми или открывай свой бизнес. Это — достойные сферы, и, если в одной из них ты преуспел, стремись обучать и «выращивать» людей на некоммерческой основе.

6. Создай копию самого себя
Прежде чем повышать человека в управлении, проси его создать себе копию. Не найти замену, а вырастить копию. Никогда не повышай сотрудника до директора по продажам, если ни один из его подчиненных не является будущим РОПом. Хочешь повысить человека в главного инженера — пусть он ищет копию главного инженера. Работает везде, во всех сферах.

7. Нанимай сотрудников с чувством долга и благодарности
Если у человека нет чувства долга и благодарности, а лучше сразу обоих качеств — не надо вкладывать в него особых надежд. Как понять, есть чувство благодарности или нет? Первый маркер — оцени, как он помогает родителям, насколько у него потребительское отношение к прошлой фирме или коллегам с прошлой работы.
Как проверить чувство долга? Такой человек хочет что-то отдавать в мир: «Павел, проблемы образования в России не обходят меня стороной, и я хотел бы кого-то обучать». Он считает, что прежде чем уйти с прошлой фирмы, должен отработать хотя бы две недели, а не просто одним днем уйти. Можно ли брать людей без чувства долга и благодарности? Да, можно.

8. Энергия ученика и учителя
«Не будь наставником людей, которые не воспринимают тебя как учителя. Почему? Если человек не воспринимает тебя как наставника, то энергия, затраченная на него, не возвращается. Если наберу пять человек, которые не принимают меня как учителя и буду обучать их в среду — весь четверг болят суставы, лежу обессиленный. А если набрать пять людей, которые принимают то, что учитель им говорит, а дальше берут и делают, как он сказал — сработает дофаминовое подкрепление. А вот учить того, кто тебя не слушает и делает по-своему — неприятно. Я делаю так: «Ты и так очень умный, зачем тебя обучать? Давай сразу к делу».

9. На чем фокусируешься — то и растет

Если вы фокусируете человека на его ошибках — он начинает ошибаться, и дела у него идут плохо. Если фокусируете человека на его достижениях и успехах, значит его достижения будут расти. При этом сила фокуса зависит от вашей жизненной энергии.

10. Поливай энергией своих учеников
Если видишь, что человек воспринимает тебя как наставника, максимально «вкачивай» в него энергию.

Хороший наставник поливает энергией благодарных учеников

Десятый алгоритм — хороший наставник поливает энергией благодарных учеников

11. Меритокриатия, а не демократия
Все успешные страны давно меритократичны, то есть к управлению допущены наиболее компетентные и талантливые. Как это использовать в бизнесе? У нас работает простой метод. Собираешь команду и говоришь всем: «Друзья мои! У нас — меритократия. Если вы делаете хороший результат, у вас есть чувство долга, благодарности и вы «в корпоративной культуре» — ваш голос что-то значит. Если нет — то ничего не значит ваш голос». Только не надо декларировать это каждую неделю. Сказал раз в полгода, кому надо — услышат.

12. Спрашивайте совета у лучших, а не только у топ-менеджеров
К примеру, если у вас отдел продаж из десяти человек не надо беседовать только с директором по продажам. Что делать? Берем 5-6 лучших продавцов, тех у кого самый высокий результат, и раз в месяц собираем их на 15 минут и спрашиваем: «Ребят, как дела в полях? Что нам улучшить? А как вы считаете, у нас адекватные цены или нет?» Продавцы тебе все расскажут. Как определить кандидата в совет лучших? По результату, а не потому, как глубоко он засовывает язык в вашу жопу: «Сергей Иванович, я вас так уважаю, вы для меня — отец родной». Не так — по результату.

13.Обучать тех, кто обучает других или помогает людям
Прежде всего учите тех, кто обучает других или помогает окружающим. Когда человек просто помогает людям, и ты его обучаешь, ты ему что-то возвращаешь. А когда ты обучаешь человека, который обучает других, ты выполняешь роль мультипликатора x10. Один человек может научить десяток. Десять человек может обучить 100. Сто человек может обучать тысячу!

14.Наставник может передать в среднем 30% своих алгоритмов
Осознанно наставник расскажет и поделится опытом применения только 30% своих алгоритмов. А остальные действия он выполняет бессознательно. Поэтому лучше обучать людей оффлайн и показывать материал на личном примере. К примеру, собеседовать кандидатов в присутствии ученика, проводить вместе с ним планерки. Кто-то может передать 50 процентов своих знаний и опыта, кто-то — десять. Это зависит от того, как у наставника поставлен процесс передачи. Наставник не может научить всему, что знает.

15. Если хочешь научиться у наставника, твоя задача — проводить с ним больше времени
Будь в компании с наставником как можно дольше под любым соусом. Любой повод, который у тебя есть — берешь и используешь. Едет наставник, к примеру, в паломничество в Грецию. Ты такой: «Можно я с вами?». Он начинает по объектам ездить — «Иван Иванович, погнали с вами по объектам ездить!» Только так есть шанс перенять у наставник больше опыта и практики, а самое главное — энергии.

16. Всегда отдавайте в «мир»
Кроме того, чтобы забирать из «мира», возвращай то, что тебе по силам. Обучение — это один из примеров. Тебя научили чему-то полезному — передай эти знания дальше. Если умеешь обучать людей бизнесу или ремеслу — обучай. Хорошо зарабатываешь и хватает на жизнь? Поделись от избытка с теми, кому очень нужна помощь. Отдавай в мир то, что реально можете отдавать!

Подводим итог
Это малая толика тех алгоритмов, что я использую для принятия типовых решений. При этом я предостерегаю своих учеников от применения алгоритмов для решения задач стратегической важности. Используйте их, когда цена ошибки от применения небольшая. К примеру, жениться и заводить трех детей лучше не по алгоритму, а принимать решения индивидуально.

Каждый работает с вероятность 50-60 процентов, и результативность зависит от того, как вы будете их применять. Во-первых, алгоритм работает только тогда, когда в него верят. В свой алгоритм веришь всегда, то же самое касается и чужого — поверьте в мои.

Во-вторых, дурно влияют на эффективность потребительское восприятие алгоритма и неправильные отношения с миром. Как «проклятие», так и «благословение» изменяют реальность — вы делаете все не так, не по алгоритму, а дело все-равно идет! Тем не менее, они вам пригодятся для принятия типовых решений.

Запишите и пробуйте. Здорово, если мой опыт вам пригодится!

Сооснователь агентства Simtu, руководитель бизнес-клуба Т5 — Павел Костюков.

11 comments

Leave a comment: