Представьте, что вы вышли на рынок труда впервые за 8 лет. А на рынке — параллельная реальность, слабо похожая на привычный мир поиска работы в прошлом. Но вы компетентны и вам есть, что предложить рынку. Результат — в моих наблюдениях.
Какие предложения нынче на рынке труда?
1. «Что продвигать сайт, что работать с резюме — все едино». Раньше ведь как было? Пишем последнее место работы, последовательно перечисляя функционал своими словами. Добавляем достижения, в конце указываем кратко свои преимущества. Сегодня же рынок HR кишит специализированными компаниями, без которых написать резюме «с хорошей органикой выдачи» крайне сложно. А еще — отсутствие ключевых слов в резюме и даже хэштегов, не позволят набирать лиды. Ой, простите, просмотры вашего резюме. Для интереса, я посмотрел баланс резюме и вакансий на руководителя отдела продаж — получился конкурс похлеще, чем при поступлении на бесплатные места в ВУЗ: 23.000 к 1.600. Ах, да — нам заботливо предлагают за денежку почаще выдаваться в поисках работодателей и даже выделить резюме цветом. Следующим этапом, видимо, будет таргетированное продвижение и директ реклама с дополнительной скидкой, если работодатель ушел со странички нашего резюме.
2. «Диагноз «overqualified» победим — просто нужно больше молчать и не умничать». Это парадокс, который мне не удалось понять. Осталось только принять, если у вас есть большие компетенции, знания и опыт — вы неинтересны. Казалось бы — странно, но, нет — это вам всего лишь быстро надоест простая работа и вы быстрее уйдете. В этом случае, новое место работы и большая з/п, по оценкам статей специалистов в HR-группах, вам надоест где-то через год. Лучшее, что от вас хотят ощутить: «немного не дотягивает, но потенциал развития потрясающий! Должен подрасти и обязательно справится!».
3. «Они сами не знают чего они хотят!». И это холивар, друзья. Став участником многих групп поиска работы, довелось часто читать эмоциональные выплескивания обеих сторон. Возможно, именно этот вопрос является квинтэссенцией проблемы современного рынка труда.
4. «Если я начну торговать силиконовыми пиписьками — буду ли я после этого релевантен на рынке?». Как это ни парадоксально, но предложение возглавить торговлю специфичных товаров было самым внятным. Компания сразу позиционировала свой ассортимент как «товары для укрепления здоровья семьи», четко озвучивала свою миссию и заявляла о своих конкурентных преимуществах. И это все знала рядовой HR! Да, специфика есть, продажи чаще идут в закрытом режиме (контент маркетинг, e-mail рассылки и т.д.). Есть эксклюзивы для российского рынка — девочка четко отвечала на вопросы, порой даже опережая их. Не каждый директор мог этим похвастаться, кстати. Даже инсайдерская информация про гимны каждое утро и оригинальные впечатления от командировок делали предложение только привлекательней.
Некоторые, наверняка, помнят про концептуальный маркетинг (алгоритм формирования ассортимента в закупках, транслирование и продвижение на рынок через товарные концепты с фокусом на эмпатию). Только представьте, его реализацию и вот эти концепты, типа «неожиданно удивить этим вечером», «для тех, кто не успел» или «познать истинную глубину» — творческий потенциал безграничен! Вся грусть-печаль в том, что это было самое адекватное и внятное предложение по трудоустройству из ста предложений, не смотря на все «но». Кого же и как вы ищете, о, работодатели? Самые ценные кадры ведь могут уйти в …, ну вы поняли.
Конечно же, были и другие оригинальные предложения: шикарные шоколадные пистолеты, привлечение на кулинарные тимбилдинги, масштабирование бизнеса ресничного сервиса и продажа консалтинга именитых людей, за что им искренняя благодарность. Сейчас, проходя испытательный срок у нового работодателя, я испытываю приятный дискомфорт: учусь смотреть на вещи иначе, нахожу и открываю новые для себя решения, проверяю на прочность привычные истины. Я работаю над собой и совершенствуюсь. Правы были чертовы психологи про 7-8 лет на одно место работы!
3 мини истории, в которые я попал при поиске работы РОПом
История №1.
Уважаемый мной и обществом бизнес-тренер организовал собеседование на должность коммерческого директора. На встрече я все разложил по полочкам: специфику сегмента, целевую аудиторию, акцентировал свою презентацию на ключевых моментах, необходимых в этой специфике бизнеса. Даже несколько статей принес, которые получили наибольший отклик в Клубе Директоров. HR вроде бы проникся и даже понес их к HRD. Но она так и не вышла. «На самом деле мы искали руководителя продаж сетевого отдела. Вы уверены, что мы вам подходим?..»
История №2.
Верите в совпадения? Известный московский cash&carry продался компании из предыдущей истории. И эту HRD я все таки встретил. Я ответил на массу вопросов и задал всего лишь три. На каждый мне предложили ответить самому. Комментариев не последовало.
История №3.
Ответил на одно из предложений по руководству отдела продаж светотехники. Их было много, но всех характеризовала одна и та же суть — завезли СТМ»итальянского» бренда. Вот нужно продавать. Сегмент средний плюс и выше. Реализация, отсрочки, продажи под заказ? Нет, нам нужны оптовые продажи и деньги. Еще оптовый клиент должен на склад это на приличную сумму положить, он же опт! Ну, мы же закупили это, учредители хотят продаж. УТП? Отстройка от конкурентов? Не, не слышали! Зачем вы ругаетесь какими-то swot и step анализами? Заболели?