Подумайте минутку и вспомните лучшего и худшего босса за всю свою карьеру. Чувствуете, как при воспоминании о первом хочется улыбнуться, а от второго начинает дергаться глаз? А теперь, когда вы сами стали руководителем, попробуйте представить, как будут вспоминать подчиненные о вас и вашем стиле управления.
Не секрет, что компании с мировым именем добились успеха благодаря великим лидерам, их умению привлекать таланты, вдохновлять подчиненных и управлять командой, несмотря ни на какие трудности. Успех вашей компании зависит от ваших лидерских качеств.
Хорошие новости: вы можете развить их в себе. Главное — не перестараться и не культивировать то, что, наоборот, только помешает успеху. Изобретатель и предприниматель Эндрю Томас (Andrew Thomas), собрал целый список антилидерских качеств, которые нужно в себе искоренить.
Итак, плохой руководитель:
Уверен, что он лучший во всем
Как в старом анекдоте:
1. Начальник всегда прав.
2. Если начальник не прав, см. пункт 1.
Подобные лидеры имеют завышенное представление о своих способностях и поэтому считают, что всегда правы или все делают лучше других. Но это, конечно же, не так.
Не стремится развиваться
В то время как хороший лидер знает, что жизнь — это бесконечный процесс самосовершенствования, плохой уверен, что природа изначально создала его идеальным. Он спокойно почивает на лаврах и игнорирует все возможности для обучения и развития.
Его слова не соответствуют его поступкам
Плохой босс говорит одно, а делает другое. Стоит ли после этого надеяться на доверие со стороны подчиненных?
Окружает себя теми, кто всегда поддакивает
Плохой руководитель не любит подчиненных, ставящих под сомнение его решения. Ему гораздо ближе люди, которые во всем с ним соглашаются и позволяют делать все, что он хочет.
Не умеет справляться с конфликтами
Когда дело доходит до сложного разговора, плохой руководитель тут же находит человека, на которого можно переложить бремя ответственности. Если это невозможно, он включает режим японского дипломата, объясняясь намеками и двусмысленными фразами, чтобы никто ничего не понял. А может и вовсе уклониться от обсуждения конфликта, авось все как-то само разрешится.
Игнорирует старания подчиненных
Напомню, плохой босс считает, что он всегда прав. Так что вряд ли он оценит усердную работу или интересную идею.
Пытается все контролировать
Плохие лидеры с большим трудом делегируют ответственность, даже если у них талантливые подчиненные и партнеры. В большинстве случаев они руководствуются поговоркой «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». В итоге, от того, что лидер не умеет доверять людям, снижается продуктивность компании и самооценка подчиненных.
Зациклен на новшествах
Слабый руководитель помешан на новых фишках для своего товара или услуги. Делая ставку на оригинальность, он совсем не думает о том, как его продукт выполняет свою основную функцию.
Не создает корпоративную культуру
Плохие лидеры не хотят заниматься определением и созданием культуры, которая могла бы усилить и сплотить их команду. Они попросту недооценивают эффективность инвестиций в человеческий капитал и не видят необходимости делать на этом упор.
Не думает, что говорит
Руководителям, которые позволяют себе резкие или опрометчивые высказывания, сложнее нанять топ-менеджеров или добиться помощи от инвесторов, по сравнению с теми, кто выражается осторожнее. Им следует поработать над своими вербальными навыками.
Беспокоится больше о деньгах, чем о клиентах
Безусловно, прибыль — это важно, но обеспечить ее могут только счастливые клиенты. Но плохой директор думает о том, как бы заработать побольше денег, а не о том, как принести пользу людям.
Эгоцентричен
Лидер, у которого не сформирован трезвый взгляд на самого себя, предпочитает прислушиваться к собственному эго. Поэтому, принимая решения, он будет ставить во главу угла свои интересы, а не пользу для компании.
Проявляет излишний оптимизм
Даже если на офис надвигается лавина, плохой руководитель до последнего будет утверждать, что все обойдется. Он до такой степени погружен в свои иллюзии, что не в состоянии оценить риски, которые угрожают компании.
Никогда не просит о помощи
Плохой босс считает, что просьба о помощи — это проявление слабости. Поэтому он скорее сделаем сам, но плохо, чем попросит своих подчиненных помочь ему.
Не учится на своих ошибках
Мы все допускаем ошибки, но когда ошибается плохой руководитель, он ничего не делает, чтобы изменить свое мнение и больше не наступать на те же грабли.
Теперь, когда мы рассмотрели типичные качества плохого лидера, у вас есть наглядный пример того, как делать не надо. Постарайтесь избежать этих ошибок в своей деятельности, и это немедленно отразится на продуктивности компании и эмоциональном климате в коллективе.
Ксения Ерёмина
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.