Как провести экспресс-анализ своего бизнеса и повысить свою бизнес-осознанность – Клуб директоров

Как провести экспресс-анализ своего бизнеса и повысить свою бизнес-осознанность

Иван Фирсов — бизнес коуч, консультант и ментор. Более 15 лет в корпоративном бизнесе на менеджерских позициях (от FMCG до нефтянки) в сфере стратегического менеджмента и организационных изменений. Капитан 2-х волейбольных команд (с одной из корпоративных команд 3-х кратный победитель "Лиги Чемпионов Бизнеса", лучший блокирующий дивизиона).

Если вы часто задумываетесь о том, что не так в вашем бизнесе или что бы ещё улучшить, а
просить кого-то помочь разобраться дорого и долго, то поверьте, вы можете сделать такой анализ сами. Сделать самостоятельно и комплексно. При должном уровне осознанности. И на все это вам потребуется не более 30 минут.

Как бизнес коуч я помогаю владельцам и собственникам бизнеса понять их истинные стремления и цели, развить предпринимательскую осознанность, полюбить свою работу и свое дело и, вложить энергию в созидание и достижение целей, которые заряжают и наполняют смыслом, изменяя качество жизни, дел и отношений.

Как консультант я решил совместить свой консалтинговый и коучинговый опыт: разработал предельно простой инструмент на базе канвы бизнес-модели, колеса баланса коучинга и элементов коучинговой философии в бизнесе.

Канва бизнес-модели (business model canvas) — это инструмент для упрощённого описания
бизнес-моделей новых и уже действующих предприятий на одной странице, придуманный
А.Остервальдером и Ивом Пинье вместо использования объёмных томов бизнес-планов.

В канве бизнес-модели можно выделить:

• ключевых партнёров (поставщиков, акционеров и т.д.)
• клиентов, каналы работы и клиентский сервис
• основные виды деятельности и ключевые процессы
• финансы (источники доходов и структура расходов)
• ключевые ресурсы.

Из коучингового подхода к бизнесу возьмем атмосферу в коллективе и внутренние ценности, поскольку это связано влияет и на миссию, и на внешний клиентский сервис.

Теперь все эти 8 элементов (миссия и ценности, уникальное ценностное предложение, партнеры и поставщики, клиенты и сервис, основные виды деятельности, финансы, ключевые ресурсы, атмосфера и сотрудники) разместим на колесе баланса.

Колесо баланса — это придуманное Пол Дж. Майером визуализированное, в виде соответственно круга, представление всех волнующих человека сфер жизни, бизнеса, отношений или какой-либо другой среды, в которой очень хочется увидеть взаимосвязи и
разобраться.

Суть колеса баланса в том, что вы можете сразу же целостно посмотреть на все интересующие вас области и по 10 бальной шкале и интуитивно оценить как вы сейчас чувствуете состояние вашего бизнеса (при этом 1 – это совсем низкий показатель, 10 – это возможный максимум).

Но чтобы помочь вашей интуиции, для каждого из 8 элементов можно ответить на несколько вопросов:

Элемент

Вопрос для анализа

Средний балл (от 1 до 10)

Миссия и ценности

  • Есть у нас миссия? Что мы несем миру?
  • Есть ли у нас базовые ценности? Какие?
  • Миссия и ценности объединяют и разделяются всеми?


Уникальное
ценностное
предложение

  • В чем наше УЦП? В чем его уникальность и новизна?
  • УЦП решает «боли» клиентов?
  • В чем отличие нашего УЦП от конкурентов?


Партнеры и
поставщики

  • Как мы выбираем поставщиков
  • Насколько они отвечают нашим ценностям и
    потребностям?
  • Как мы выстраиваем отношения с другими партнерами
    (акционеры, местные сообщества)?


Клиенты и
сервис

  • Кто наши клиенты? Какие выделяем сегменты?
  • Что у нас с клиентским сервисом? Отношением к
    клиентам?
  • Как много постоянных и лояльных клиентов?
  • Как привлекаем новых клиентов? Удерживаем старых?


Основные виды
деятельности

  • Мы понимаем свои основные виды деятельности?
  • Какие у нас основные процессы
  • Насколько процессы понятны сотрудникам и партнерам?


Финансы

  • Как мы получаем свои доходы?
  • Какая рентабельность? По выручке, чистой прибыли?
  • Понимаем структуру расходов (переменные/
    постоянные)? Какие статьи самые большие?


Ключевые
ресурсы

  • Что ещё помогает нам зарабатывать
  • Каким ресурсами мы ещё обладаем для несения своей
    ценности?


Атмосфера и
сотрудники

  • Счастливы ли сотрудники на работе
  • Какой уровень вовлеченности и удовлетворенности?
  • Понимают ли и разделяют миссию и ценности?


После оценки каждого элемента допустим мы получили картину как ниже. Из неё видно, что
основной провал у бизнеса на уровне миссии и ценностей и атмосферы в коллективе, также не до конца определено уникальное ценностное преимущество и как результат средние показатели по другим элементам.

Колесо баланса для анализа бизнеса.

Заключительный шаг – продумать улучшение какого/ каких элементов может «вытянуть»
остальные элементы в позитивную зону (выше 5). В данном случае это будут улучшения с миссией и ценностями – их надо будет определить. Как результат – появление ценностного преимущества, и как следствие – улучшение атмосферы в коллективе. При улучшении этих 3-х элементов с большой долей вероятности будут улучшены и финансовые показатели в том числе.

Итак, формула успешного бизнеса — это миссия и идея + уникальное ценностное предложение + бизнес-модель. Уделяйте внимание каждому элементу вашего бизнеса, подходите к вашему бизнесу осознанно и системно и вас несомненно ждет успех, как бы вы его не измеряли.

Иван Фирсов

Бизнес коуч и консультант, автор Telegram-канала о позитивном клиентском сервисе выше ожиданий и
осознанном бизнесе «Фанат сервиса».

Leave a comment: