Про бизнес и благотворительность: о чем вам будет приятнее вспомнить через 20 лет – Клуб директоров

Про бизнес и благотворительность: о чем вам будет приятнее вспомнить через 20 лет

Александр Левитас — эксперт по маркетингу, обладатель титула "Лучший бизнес-тренер России". Автор бестселлеров, лауреат Книжной премии Рунета 2012 и премии "Озона" 2016.

Обычно я не пишу о таких вещах публично. Считаю это личным делом, а не поводом для самопиара.

Но сейчас всё-таки решил об этом поговорить. Потому что 2020-2021 год обещает быть тяжёлым для любой страны.

Часть моих доходов — тысячи долларов в год — уходит на благотворительность. Даже с такими небольшими суммами можно сделать что-то реально полезное. Благодаря этим деньгам, два или три человека до сих пор живы, ещё несколько выздоровели, двое получили высшее образование — и ещё всякое по мелочи.

И то, что меня не перестаёт удивлять — это то, какие скромные суммы могут порой означать разницу буквально между жизнью и смертью. Когда Вы слышите про благотворительность, Вам может показаться, что для этого нужны миллионы и миллионы. А на самом деле порой что-то решают смешные для бизнесмена копейки.

* Только не спешите писать мне «Александр, дайте денег!» — дочитайте текст.

На прошлой неделе я помог паре пенсионеров не потерять жильё из-за долгов — их квартиру должны были выставить на торги. Весь вопрос упирался в пару сотен долларов. Я не шучу — пара стариков из региона должна была отдать банку квартиру в городе и отправиться доживать свой век на убогой даче, построенной ещё при Брежневе, без водопровода и отопления, с туалетом во дворе, из-за суммы, на которую можно слетать один раз в бюджетный отель в Турции или пару раз сходить с девушкой в ресторан.

Год обучения в российском институте стоит пару тысяч долларов. И так далее.

Зачем я это пишу? Меня читают большей частью предприниматели, более или менее обеспеченные люди. И я хочу сказать, что Вы тоже можете помочь людям, если захотите — это не так уж сложно.

Сумма, которую иные из Вас тратят на брендовые туфли или на смартфон — или даже в несколько раз меньшая сумма — может спасти чью-то жизнь или изменить к лучшему чью-то жизнь.

О чём Вам будет приятнее вспомнить через 20 лет — о том, что каждый год Вы покупали новый iPhone или о том, что Вы спасли 10 человек?


Еврейская традиция говорит, что помогать надо сперва своей семье и родным, затем друзьям, затем общине, и только потом — незнакомым людям.

У американцев и европейцев сейчас модно помогать бедным неграм в Конго или нищим крестьянам в Камбодже (и эти деньги пилятся и разворовываются со страшной силой, потому что тот, кто дал деньги, не сможет проверить, как ими распорядились на другом континенте) — но мне кажется более правильным сперва обратить внимание на тех, кто нуждается в помощи рядом с тобой.

Про бизнес и благотворительность

Я руководствуюсь логикой адресной помощи людям, которых я знаю лично — а не просителям из интернета. Поэтому бесполезно писать мне «Александр, дайте денег!» — я не верю ни письмам незнакомых людей, ни фотографиям документов, которые легко подделать, и не готов тратить время на проверку.

Я не жертвую деньги организациям и фондам, поскольку не хочу выяснять, как именно они расходуют деньги и добросовестны ли они. Единственное исключение — израильская организация «Яд Сара», которая бесплатно предоставляет напрокат медицинский инвентарь тем, кто в нём нуждается. Много лет назад моя тогда ещё жена пользовалась их услугами, так что я уверен, что от работы этого фонда есть польза большому количеству людей. В остальном — только помощь конкретным людям.

И я стараюсь не отдавать деньги в руки, а оплачивать то, на что они нужны — чтобы деньги точно пошли на университет, а не на отпуск, и на лекарство ребёнку, а не на туфли матери.

Возможно, эти соображения послужат ориентиром и для Вас.

Наверное, главное, что я хочу сказать: для того, чтобы полностью изменить всю будущую жизнь человека — не просто накормить голодного или одеть замёрзшего, а изменить всё то, что будет происходить с человеком в следующие 10-20-30 лет — порой достаточно совсем небольших денег. От пары сотен до пары тысяч долларов.

Подумайте об этом на досуге. Небольшие для Вас деньги могут изменить к лучшему чью-то жизнь — или спасти чью-то жизнь. Возможно, это в итоге порадует Вас больше, чем туфли Prada.

P.S. А ещё на благотворительности Ваш бизнес может зарабатывать деньги. Но об этом я напишу в ноябре.

партизанский маркетинг
Александр Левитас

Эксперт №1 по партизанскому маркетингу

Похожие статьи