Как найти хороший офис — больной вопрос и для опытной компании, и для новичка на рынке. Но для стартапа он является все же более болезненным, так как опытная компания уже набила шишки и выработала свои приемы по поиску помещений.
Мы вместе с компанией Regus, которая сдает офисы разных типов на гибких условия, обратились к предпринимателям и узнали, как стартапы искали офисы, на что обращали внимание и с какими сложностями сталкивались.
Основатель проекта «Советник Бизнесмена», управляющий партнер коллегии адвокатов «Династия» (СПб)
Я Алексей Чурин, расскажу про роль офиса в моем личном бизнесе и в юридическом проекте, где я участвую как партнер.
Стартапу имеет смысл обустраивать офис в двух случаях:
- Если ваш бизнес завязан на личном посещении вашего офиса потенциальными клиентами. Это туристические агентства, кабинеты адвокатов или коллегии адвокатов, нотариальные конторы, агентства недвижимости и так далее.
- Если в вашем бизнесе много ключевых сотрудников, которым необходим ежедневный личный контроль и обучение.
Сегодня, в 2018 году, нет проблемы найти офис на любой вкус и кошелек.
При необходимости можно воспользоваться коворкингом или офисом в аренду — это оборудованные офисы с мебелью и офисной техникой. Можно даже пользоваться услугами секретаря, который работает сразу на несколько компаний.
Также можно арендовать не кабинет, а просто один рабочий стол или переговорную, причем не на весь месяц, а только на определенные дни или часы.
Можно работать без офиса, без сотрудников или с удаленными сотрудниками. Когда я начинал в 2011-м году свою консалтинговую деятельность, то был убежден, что офис — это необходимый атрибут для бизнеса, и без офиса компании не существует. Я искал большое, солидное помещение; планировал делать хороший ремонт. К счастью, меня отговорили более опытные предприниматели.
Сейчас я практически весь свой бизнес веду онлайн: и консалтинг и коучинг. Помогаю создавать с нуля отделы продаж и выводить их на максимальную прибыль. Онлайн-формат позволяет проводить 5–6 встреч с предпринимателями в день и экономить до 6 часов на поездках.
Возможно, в определенный момент вам захочется полноценно общаться с единомышленниками, а также иметь свой кабинет, в котором вы моментально настраиваетесь на работу, размышляете, строите планы по захвату рынка. И когда этот момент настанет, вы будете искать офис по другим критериям.
Недавно мы выбирали новый офис для нашей коллегии адвокатов. Вот его мы выбирали максимально тщательно, учитывая множество факторов:
В первую очередь это проходимость — ежедневный поток потенциальных клиентов мимо офиса. Мы нашли место с максимальным потоком, который только возможен в нашем городе.
Второй задачей было найти офис, который находился бы в начале потока, чтобы сначала потенциальные клиенты проходили мимо нашего офиса и только потом — мимо других юридических компаний.
Третий фактор — удобство для клиентов. Важно, чтобы клиенту легко было нас найти, подняться по лестнице, спуститься, дойти от нескольких автобусных остановок.
Лишь на четвертом месте — фактор цены. На этапе стартапа не все это понимают, стараются снять офис подешевле, пусть он даже на хуторе находится.
Чтобы ваш выбор офиса был осознанным, ответьте на несколько вопросов (напишите ответ максимально подробно):
Зачем вам нужен офис?
Почему он нужен именно сейчас?
Сколько человек будет работать в офисе?
Насколько эффективно вы сможете использовать каждый метр полезной площади офиса?
Соответствуют ли проходящие мимо офиса людские потоки вашим потребностям, достаточны ли они для вашего бизнеса?
Удобно ли будет добираться к вам в офис людям, которые передвигаются без автомобиля, на общественном транспорте?
Удобно ли будет добираться к вам в офис людям на автомобилях, есть ли свободная парковка?
Легко ли найти ваш офис, не потеряются ли люди по дороге к вам?
Как обстоят дела с освещенностью, уборкой прилегающей территории, возможностью установки заметной вывески, какова в районе криминальная обстановка?
Вы будете арендовать офис с мебелью или будете обставлять его сами?
Сможете ли вы оплачивать офис хотя бы в течение шести месяцев, если ваш бизнес не будет приносить прибыль в это время?
К слову, чтобы вы могли ответить на последний вопрос — сможет ли ваш бизнес оплачивать офис — напишите мне в Facebook. Первым обратившимся я бесплатно дам советы по продажам.
Юрий Демин, директор по маркетингу сервиса грузового такси MOVER
Но мы каждый день растем, и офис стал нам очень мал — спустя некоторое время люди буквально сидели на головах друг у друга. Пришлось съезжать и искать новое помещение.
Для нас основным параметром в выборе офиса было наличие комьюнити вокруг нас. Мы хотели найти какой-нибудь кластер, в котором помимо нас находились бы еще интересные компании и бренды. Рассматривали Flacon, «Факторию», «Буревестник» — но подходящего нам по площади и цене места не нашли. Все было или очень маленьким, или очень большим.
Поиски в других местах тоже были непростыми. То далеко от метро (зимой холодно добираться), то опять же дорого, то маленькие кабинеты, то интернета нет. По нашей статистике, если у вас в команде 15 человек или 50 — найти помещение легко. А вот если золотая середина, как у нас, 30 человек — тогда сложно.
Был случай, когда мы практически уже сняли офис в одном классном арт-пространстве. Внесли предоплату... и в последний момент, за пару дней до переезда, над офисом у кого-то прорвало канализацию.
В итоге, мы остановились на лофтовом пространстве на улице Правды (м. «Савеловская»). Раньше тут печатали известную на весь Союз газету «Правда».
Здание сохранилось со времен 30-х годов. Оно старенькое, но по-настоящему магическое. Рядом с нами работает огромное количество фотостудий, видеопродакшенов, телеканалов, что настраивает на беспрерывный поток креатива, который здесь льется рекой и в формате 24/7. Тут можно выйти на обед и в коридоре встретить живого тигра или Алексея Панина с пистолетом, который снимает новый выпуск для своего блога.
Тут мы снесли все стены, сделав большой опенспейс. Поставили стеклопакеты, украсили помещение, завезли новые столы и поставили Playstation с Mortal Kombat! Собственник помещения хороший и был не против.
Был период, когда мы съехали из старого офиса, но еще не въехали в новый. В течение нескольких недель работали в коворкингах. С командой в 20 человек и выше это крайне нерентабельно и неудобно, особенно если требуется активное взаимодействие друг с другом.
Андрей Гурин, операционный директор кофеен Jeffreys
Мы не совсем обычный стартап и строим foodtech-проект Jeffreys.Academy на франчайзинговой сети проектов кофеен Jeffreys, Coffee Moose и Hotdogger. Несмотря на то, что компания образована в 2014 году, данному подразделению всего 5 месяцев.
Мы поняли, что нам нужен собственный офис, когда осознали, что сильно проигрываем в эффективности нашим конкурентам, плюс мы стали активно нанимать команду. Раньше мы работали по кофейням, коворкингам, а первый офис у нас появился в марте, в момент запуска.
Если бы меня спросили о сложностях поиска офиса для стартапа 2 месяца назад, то я бы сказал, что никаких сложностей нет, поскольку, в силу большого опыта с поиском помещений, мы нашли, как нам казалось, идеальное помещение за 2 часа. Все было прекрасно. Мы даже задумались об открытии пары совместных кофеен с собственниками бизнес-центра. А потом началось: в офис заехала более крупная компания, и нас попросили в офис похуже.
Насчет коворкингов: мы работали в коворкингах, и в целом относимся к ним положительно. Но есть понимание, что они подходят не под все задачи. В нашем бизнесе имеет место очень большое количество встреч: 3–4 в день. При этом в большинстве коворкингов сложная пропускная система.
Валерия Краскова, основатель маркетингового агентства Lab322
Мы предоставляем услуги по SMM-продвижению, созданию дизайна, запуску контекстной рекламы, а также созданию сайтов.Ранее мы существовали в виде группы фрилансеров, но когда количество клиентов перешагнуло за определенное число, поняли, что нужен штат сотрудников и офис.
Офис нашли на Avito, но найти было сложно — были определенные критерии:
- более-менее центр города;
- пешеходная доступность от метро, чтобы было удобно сотрудникам без личных автомобилей;
- хороший, новый красивый бизнес-центр, предпочтительно лофт. У нас сфера креативная, и сотрудники не будут работать в БЦ низкого класса с несимпатичными офисами;
- адекватная арендная ставка.
К коворкингам относимся хорошо, на первом этаже здесь как раз пространство коворкинга (мы же сидим в отдельном офисе). Там как правило работают тоже креативные, открытые люди, а значит — близкие по духу.
Итак, что важно предпринимателям при подборе офисов:
1. Возможность быстрого переезда из офиса в офис, когда компания быстро растет.
2. Проходимость — ежедневный поток потенциальных клиентов мимо офиса.
3. Удобство для клиента (легко найти, легко добраться до транспорта).
4. Удобная проходная система — чтобы проводить много встреч.
5. Одно помещение для общения с единомышленниками, найма и обучения сотрудников.
6. Пешеходная доступность от метро (для сотрудников).
7. Хороший, новый креативный бизнес-центр.
8. Опционально: чтобы рядом были другие интересные компании, с которыми можно дружить.
Тест 5 офисов Regus от Воздвиженки до Вивальди Плаза, отвечают ли они поставленным условиям.
Мы выбрали несколько бизнес-центров в Москве, в которых сдаем офисы, и сравнили их с озвученными условиями. Вот что получилось:
Офис на Воздвиженке
- Возможность быстрого переезда из офиса в офис, когда компания быстро растет.
- Проходимость — ежедневный поток потенциальных клиентов мимо офиса.
- Удобство для клиента (легко найти, легко добраться до транспорта).
- Удобная проходная система — чтобы проводить много встреч.
- Одно помещение для общения с единомышленниками, найма и обучения сотрудников.
- Пешеходная доступность от метро (для сотрудников).Хороший, новый креативный бизнес-центр.
- Опционально: чтобы рядом были другие интересные компании, с которыми можно дружить.
Офис в «Москва-Сити»
- Возможность быстрого переезда из офиса в офис, когда компания быстро растет.
- Проходимость — ежедневный поток потенциальных клиентов мимо офиса.
- Удобство для клиента (легко найти, легко добраться до транспорта).
- Удобная проходная система — чтобы проводить много встреч.
- Одно помещение для общения с единомышленниками, найма и обучения сотрудников.
- Пешеходная доступность от метро (для сотрудников).
- Хороший, новый креативный бизнес-центр.
- Опционально: чтобы рядом были другие интересные компании, с которыми можно дружить.
- Возможность переезда из офиса в офис, в том числе со сменой локации.
- Доступ к временным офисам и переговорным комнатам по всей сети в Москве и по всему миру (более 3,000 локаций).
- Удобный доступ для посетителей: без турникетов и пропусков, достаточно зарегистрироваться как посетитель, поднявшись на нужный этаж.
- Проходимость: востребованная локация на Садовом кольце, вблизи Арбата и двух станций метро.
- Возможность объединить офисы, убрать перегородки и сделать офис максимально удобным для клиента.
- Офисы разного формата - опен-спейсы, отдельные офисы на разное количество сотрудников, коворкинг.
- Бизнес-сообщество: возможности для нетворкинга, регулярные мероприятия для клиентов.
Регус Проспект Мира:
- Возможность переезда из офиса в офис, в том числе со сменой локации.
- Доступ к временным офисам и переговорным комнатам по всей сети в Москве и по всему миру (более 3,000 локаций).
- Удобный доступ для посетителей: без турникетов и пропусков, достаточно зарегистрироваться как посетитель, поднявшись на нужный этаж.
- Высокая проходимость: центр расположен в 20 м от выхода из метро Проспект Мира Кольцевой линии.
- Отличная транспортная доступность.
- Историческое здание 1939 года постройки после реконструкции. Современный офис с элементами лофта. Красивые виды из окон, в т.ч. на ботанический сад.
- Офисы разного формата - опен-спейсы, отдельные офисы на разное количество сотрудников, коворкинг.
- Бизнес-сообщество: возможности для нетворкинга, регулярные мероприятия для клиентов.
Регус Вивальди Плаза:
- Возможность переезда из офиса в офис, в том числе со сменой локации.
- Доступ к временным офисам и переговорным комнатам по всей сети в Москве и по всему миру (более 3,000 локаций).
- Удобный доступ для посетителей: потребуется получить пропуск на ресепшн.
- Высокая проходимость: центр расположен в популярном деловом квартале поблизости от Павелецкого вокзала. Высокий трафик мимо бизнес-центра в сторону более удаленных от метро офисных зданий.
- Отличная транспортная доступность: паркинг, рядом две станции метро и Павелецкий вокзал с экспрессом до аэропорта Домодедово.
- Новый бизнес-центр с просторным коворкингом более 100 кв. м и отдельными офисами.
- Возможность объединить офисы, убрать перегородки и сделать офис максимально удобным для клиента.
- Офисы разного формата - опен-спейсы, отдельные офисы на разное количество сотрудников, коворкинг.
- Бизнес-сообщество: возможности для нетворкинга, регулярные мероприятия для клиентов.
Получается, что по большинству критериев мы совпадаем. Секрет прост: Regus занимается этой деятельностью не первый десяток лет.
Мы видели все типы компаний и все типы офисов, которые только возможны в природе, и наш «чек-лист» офисных условий в разы больше. Когда мы выбираем БЦ под аренду и обустройство наших офисов, мы проводим очень большую работу по сравнению и отбору помещений.
Если вы сейчас как раз находитесь в поиске офиса или коворкинга — будем рады подобрать вам вариант. Наши филиалы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Челябинске, и других городах а также в более чем 3,000 локаций по всему миру. При желании вы можете свободно перемещаться между офисами нашей сети.
Виктор Фомин
Копирайтер в Клубе директоров. Пишу полезные тексты.