Нуждается ли ваш бизнес в Искусственном Интеллекте? – Клуб директоров
  • Главная  / 
  • Бизнес
  •  /  Нуждается ли ваш бизнес в Искусственном Интеллекте?

Нуждается ли ваш бизнес в Искусственном Интеллекте?

При упоминании терминов типа «интеллектуальные системы» или «искусственный интеллект» сознание широких масс рождает целый веер ассоциаций.

Большей частью — мусорной голливудщины.

Всплывает так же кое-что из реально существующего — тест Тьюринга, победа IBM Watson в шахматы, или алгоритма Google — в китайскую го.

Однако — посмотрим с позиции реального бизнеса. И поставим вопрос.

Скучно и приземленно: как достижения в обмане комиссии из пяти человек неопределенной компетентности, или в игре в глубоко китайские камешки, могут помочь заработать больше денег?

Вашему конкретному предприятию.

Очевидно, что абстрактная интеллектуальная система принесет бизнесу дополнительную прибыль в том случае, если позволит существенно сократить объем потребляемых человеческих ресурсов.

При неухудшении прочих показателей.

Дополнительная прибыль образуется явным образом за счет сокращения затрат на оплату труда.

Но...

Как шахматное поражение того же Каспарова может облегчить, например, бремя затрат вашего предприятия на содержание штаб-квартиры?

В киноблокбастерах Искусственный Интеллект обладает вполне человеческим поведением.

Разговаривает, испытывает эмоции, обладает индивидуальным характером, желаниями, мечтами, и даже способностью обманывать.

Но... Заглянем в любой офис (особенно, когда «начальства» нет на месте).

Внутренности которого прямо-таки кишат очень человеко-подобными биороботами. Убедительно демонстрирующими все свойства «сильного» ИИ.

А от ежедневных достижений их, — 100% натурального! — интеллекта (которые в бизнес-практике и расследованиях катастроф нейтрально именуются «человеческим фактором»), с удовольствием избавились бы топ-менеджеры и владельцы бизнеса.

Эксплуатантам бизнес-систем незачем платить за сознание. Они, скорее, охотно заплатили бы, чтобы от него избавиться.

Реальный бизнес нуждается в системе, исполняющей функционал людей, но без обязательных приложений типа эмоций, усталости, выгорания, болезней, забывчивости и коррупции.

В системе, которая не уступает человеку по полезной функциональности, и драматически превосходит последнего по надежности, исполнительности и доступности сервиса.

Это и есть наше определение интеллектуальных систем для бизнеса.

Читатель, закаленный однообразной маркетинговой ИТ-трескотней, скептически отметит, что далеко не все позиции можно заменить набором автоматически исполняющихся сценариев.

И даже большинство нельзя.

Что — неверно.

Вспомним про необходимую предпосылку операционного совершенства любого бизнеса: стандартизацию бизнес-процессов.

Конечным ее результатом на произвольном предприятии является распределение всех занятых на три группы:

  • креативщики

  • описываются формальным сценарием

  • не участвуют в создании стоимости

Если третья подгруппа — большей частью просто лишние люди на увольнение, то численность подгруппы креативщиков обычно преувеличивается — вследствие недостаточной глубины стандартизации.

Несомненно, и поэт, и дизайнер креативщиками так и останутся.

А вот остальные...

При последовательном применении человекозаменяющая управляющая система предприятия сокращает многотысячный административный аппарат крупного предприятия (вне зависимости от сферы деятельности) до нескольких сот человек.

Однако мы еще не касались собственно рабочих.

Те самые живые люди на конвейерах заводов, комбайнеры-трактористы за рулем сельхозтехники, кладовщики на складах, водители за баранкой.

Но и тут технический прогресс не стоит на месте: люди на заводах будут заменяться дешевеющими промышленными роботами, водители что тракторов, что магистральных грузовиков уже заменяются автопилотами, и даже по процессингу разногабаритных товаров на сборных складах есть подвижки.

По мере того, как соответствующие технические решения будут становиться широко используемыми, они будут передаваться под управление единой IEM Системы — в точности так же, как сегодня ею уже управляются складские WMS-терминалы или автоматические кассы.

Будущее куда ближе, чем все мы думаем.

Алексей Галущенко
Алексей Галущенко

Управляющий партнер Ultima Consulting,
Редактор IEM Community Russia & CIS

Авторизоваться для комментирования:

Leave a comment: