Как определить хорошую и плохую финансовую бизнес-модель – Клуб директоров

Как определить хорошую и плохую финансовую бизнес-модель

Очень часто неопытные предприниматели и неопытные инвесторы не видят разницы между хорошей и плохой с точки зрения финансов бизнес-моделью. Давайте я покажу Вам эту разницу на примере двух тренингов, которые я когда-то проводил в партнёрстве с коллегой из Москвы.

Александр Левитас — эксперт №1 по партизанскому маркетингу на российском рынке. Бизнес-тренер и консультант, обладатель титула «Лучший бизнес-тренер России». Эксперт №1 по партизанскому маркетингу на российском рынке. Бизнес-тренер и консультант, обладатель титула «Лучший бизнес-тренер России».                                                                                                                                         Единственный на рынке России сертифицированный ученик международного маркетингового гуру Джея Левинсона, «отца партизанского маркетинга».                                                                                                                                                                                                                                                            Автор бестселлеров «Больше денег от Вашего бизнеса» (деловой бестселлер №1 в России в 2012 году), «Дневник успешного человека» и «Экспресс-маркетинг. Быстро, конкретно, прибыльно».

Первый тренинг: собираем людей в отеле на острове Родос, неделя интенсивных занятий, а в свободное время — пляжный отдых, спа, экскурсии, обеды и ужины из свежайших морепродуктов и фруктов только с дерева.

Второй тренинг: путешествие на яхте (Вы видите её на фото) по Эгейскому морю, заход в порты Греции и Турции, посещение маленьких островов, вулкан на Нисиросе, кукольный город на Сими, купание и рыбалка посреди открытого моря, уроки яхтинга для желающих. Ну и часть времени — лекции и индивидуальные консультации по маркетингу.

Давайте для удобства считать, что расходы организаторов в обоих случаях одинаковые. Как Вы считаете, какой из вариантов — хорошая бизнес-модель, а какой — плохая?

Обдумайте эти варианты, и выберите свой ответ, прежде чем читать дальше.

Сделать правильный выбор нам поможет «пари Паскаля», — сравнение возможного выигрыша и возможных потерь.

В случае с тренингом в отеле я сперва зарабатываю деньги, а только потом трачу. Предварительное бронирование номеров и зала ничего мне не стоит. Так что при неблагоприятном развитии событий я теряю лишь небольшие деньги на первичную рекламу, лендинг и т.п.

И только после первых продаж, когда деньги клиентов зайдут ко мне на счёт, я оплачу забронированные номера, вложу больше денег в рекламу, куплю авиабилеты и т.д. Если же продажи пойдут хорошо, я могу принять больше людей, забронировав дополнительные номера. Мои риски ограничены и очень малы, а потолка по прибыли нет.

В случае же с яхтой я сперва арендую яхту и вношу тысячи евро оплаты (там не верят на слово), и все эти деньги я потеряю, если тренинг не состоится. Кроме того, наниматель несёт ответственность за яхту, и любые повреждения мне придётся оплатить из своего кармана, даже если это обойдётся в тысячи и тысячи евро. Если же набор пойдёт хорошо, количество кают на яхте определяет максимальное количество участников.

Иначе говоря, моя прибыль в таком проекте ограничена и нет способа её увеличить. А вот убытки, если что-то пойдёт не так, будут исчисляться сотнями тысяч рублей, и легко могут превысить миллион.

Поэтому первый вариант, когда риски малы и ограничены, а доходы не имеют потолка — это хорошая финансовая бизнес-модель.

А вот второй, когда доходы ограничены, а риски велики и практически не имеют верхнего предела — это откровенно плохой бизнес.

Александр Левитас. Финансовая бизнес-модель.

Хорошая и плохая финансовая бизнес-модель — на примере инвестиций

Та же логика «возможного выигрыша и возможных потерь» работает и в инвестициях. Скажем, месяц назад я рассматривал два варианта:

В первом, знакомый хотел привлечь несколько миллионов рублей в приобретение жилья на сдачу в США и готов был выплачивать ~15% годовых в долларах.

Во втором, стартап в сфере фармацевтики выводил на рынок новое лекарство, и инвестиция была откровенно рискованной: если что-то шло не так, все деньги могли просто сгореть.

Как Вы думаете, какой вариант я выбрал?

В первом случае можно было вложить миллионы и получить с каждого 150,000 рублей чистой прибыли в год. Но если что-то шло не так, можно было потерять все деньги.

Во втором случае тоже присутствует риск потерять всё, и он даже выше — но в случае удачи можно получить прибыль и в десять, и в двадцать раз больше вложенной суммы.

Что видится Вам более разумным: рискнуть миллионом ради шанса заработать 150 тысяч — или рискнуть миллионом ради шанса заработать 15-20 миллионов?


Попробуйте и Вы оценивать свои будущие проекты и инвестиции с точки зрения возможного выигрыша при оптимистичном сценарии и возможных потерь при пессимистичном сценарии. Или, для тренировки, приложите эту модель к своим прошлым проектам и инвестициями — и поделитесь тут своими выводами.

партизанский маркетинг
Александр Левитас

Эксперт №1 по партизанскому маркетингу

Похожие статьи

Авторизоваться для комментирования: