Виталий Тарасенко, ведущий популярного телеграмм-канала «Бизнес по франшизе» — будет вести колонку про франшизы в Клубе директоров. Его первый текст — про проблемы франчайзинга.
Чем больше я общаюсь с покупателями разных франшиз, чем больше ко мне обращаются за аудитом бизнесов и чем больше просят продвинуть/упаковать разные франшизы, тем чаще замечаю, что у меня «припекает» от 2х вещей.
1. Франшиза, как самозанятость.
Тебе предлагают какой-то бизнес, который сделает тебя его рабом. Например, открыть точку «фото за час», автомойку, ремонт часов и т.д.
В таком бизнесе почти вся прибыль- это зарплата администратора. И если вместо себя ты наймёшь человека, то сильно потеряешь в доходе и рискуешь столкнуться с тем что администратор будет уводить «налево» часть заказов.
За примером далеко ходить не надо. Совсем недавно такое было у меня в мебели. Я нанял себе замерщика кухонь. И физически ощутил что денег стало меньше. А потом ещё и узнал что этот замерщик продавал кухни от каких-то мастеров из гаражей, вместо продукции нашей фабрики. Shit happens.
Но суть бизнеса как раз в том что бы ты не был его рабом. Что бы ты мог уехать на неделю в Италию, и прибыль не упала, ничего не рухнуло и тебе не названивали клиенты. Иначе можно устроиться на обычную работу за обычные деньги. Или стать грустным 60-ти летним человеком с потухшими глазами, 20-ти летним опытом в, условно, ремонте часов, которому нечего есть, как только он прекратил работать, потому что его прибыль зависит от его Личного участия. Это и есть плохая самозанятость. Которую во франшизах и бизнесе надо избегать.
От Клуба: Хорошо для самозанятых франшиза VR-клубов от Анны Райской. Выдается оборудование, оборот точки от 300 000 в месяц, маржа 65%.
2. Вторая вещь, от которой у меня закатываются глаза, это отсутствие преимуществ.
Например, приходит ко мне владелец магазина детских товаров. И хочет заплатить мне 100 000 рублей за упаковку его магазина во франшизу.
Однако я понимаю что, по сути, он даёт только выбор места, контакты поставщиков и ещё пару незначительных моментов, которые ценностей особых не имеют.
Ну и зачем такое продавать/упаковывать/продвигать, в чем тогда ценность франшизы и почему человек не может сам этот бизнес организовать ?
Можно, конечно, «вынуть» тут преимущества, добавить какие-то фишки. Но в целом у владельцев таких бизнесов очень не гибкий подход. Они думают что знают всё об этом рынке, потому что работают уже 10 лет тут. И не готовы превращать свои жигули в мерседес.
Такое же мышление было у владельцев пиццерий: рынок сформирован, что-то новое придумать невозможно, сеть выстроить очень сложно, куча проблем, персонала нет и т.д.
А потом пришла «Додо Пицца» и за короткий отрезок стала сетью #1 в РФ.
Итог: Выбирая франшизы избегайте самозанятости и смотрите на ценные преимущества.
Иначе есть риск стать Дядей Сашей, который всю жизнь занимается торговлей обувью и ездит на Приоре в 55 лет.
Навсегда твой, Виталий Т.
Автор Telegram-канала "Бизнес и франшизы".
Слишком умный что бы работать на кого-то и слишком тупой что бы сделать что-то своё.
Рассказываю про свой опыт работы по франчайзингу, разбираю франшизы.