Договора нет,только сканы. Заказчик требует вернуть аванс.
  • Главная  / 
  • Менеджмент
  •  /  Договора нет, только сканы. Заказчик требует вернуть аванс. Что делать?

Договора нет, только сканы. Заказчик требует вернуть аванс. Что делать?

В преддверии судебных споров поступает много вопросов типа:

«Договора в бумажном виде нет, только подписанные сканы. Теперь заказчик отрицает его заключение и требует вернуть аванс. Как нам доказать обратное?».

Ответы на эти вопросы нам даст  Инна Гущина — генеральный директор и основатель юридической фирмы «Ин Комплаенс». Она подготовила небольшой чек-лист, как подтвердить актуальность заключения договора.

1. Проверяем, кем подписан договор

На сайте egrul.nalog.ru получаем выписку на контрагента и определяем, кто является генеральным директором. В случае подписания договора иным лицом, запрашиваем у него доверенность с соответствующими полномочиями.

Если такая доверенность ранее не была получена, можно будет ссылаться на то, что полномочия подписанта явствовали из обстановки, в которой он действовал, а сама компания впоследствии одобрила заключенную им сделку, начав ее исполнение.

2. Проверяем, от кого и как получен скан подписанного договора

В идеале, если он поступил от лица, подписавшего документ, и с его корпоративной электронной почты.

Вообще, всю переписку лучше вести по электронным адресам с доменным именем официального сайта контрагента. Так будет проще доказать, что письма и документы исходят именно с его стороны.

Сложнее это будет сделать, если электронные адреса зарегистрированы на общедоступных ресурсах (gmail.com, mail.ru и т.д.). Для этого придется запрашивать провайдера и сверять IP-адреса. Если стороны обменивались документами по телефону или в мессенджерах, привязанных к телефонному номеру, также нужно будет запрашивать у оператора связи данные его владельца.

Очень сложно (если вообще возможно) будет достоверно установить источник, если документы передавались через сетевую папку или посредством мессенджера соцсетей. Поэтому этот вариант лучше исключить на будущее.

3. Проверяем, подтвердил ли контрагент заключение договора своими действиями

Закон устанавливает принцип запрета на недобросовестное поведение стороны сделки. В этой связи, контрагент не вправе требовать признания договора незаключенным, если ранее подтвердил его действие: принял товар или результат работ/услуг, перечислил аванс, передал исходные данные и т.п.

Поэтому анализируем все документы и электронную переписку и проверяем, были ли подобные обстоятельства. Возможно в переписке обнаружатся исходные данные, переданные контрагентом, а в платежных поручениях на аванс – ссылки на договор.

Договор между сторонами

   Источник картинки canva.com

4. Проверяем, заключались ли ранее подобным образом договоры между сторонами

Если вы уже заключали договоры с этим контрагентом путем обмена сканами, и эти сделки были исполнены, есть все основания говорить о том, что между сторонами сложилась такая деловая практика и подобный способ обмена документами является привычным для сторон. Такой аргумент принимается судами и будет в вашу пользу.

5. Проверяем наличие некоторых условий в договоре

— Во-первых, смотрим, есть ли в договоре ссылка на то, что сканированная копия договора равнозначна его бумажному варианту, подписанному собственноручной подписью. Ее отсутствие не будет критичным, если удастся собрать доказательства по рекомендациям выше, но на будущее следует сделать такую оговорку в своем договоре (кто знает, как повернется судебная практика).

— Во-вторых, смотрим, есть ли указание на адреса электронной почты, по которым стороны договорились обмениваться документами и вести переписку. Также не критично их отсутствие, но если они есть – это большой плюс. Позаботьтесь о том, чтобы добавить их в свой договор.

Инна Гущина
Инна Гущина
CEO&Founder, trouble Shooter
Юридическая фирма "Ин Комплаенс"
Арбитражная защита и юридический консалтинг для бизнеса. Во всех регионах.
Авторизоваться для комментирования:

Leave a comment: