
Вы замечали, что когда занимаетесь каким-либо проектом, делом, оно движется, дает результат, а когда ваш фокус смещается, то и эффективность дела падает. Сегодня я хочу посвятить статью теме управления: Внимание = Эффективность.
И не важно чем вы управляете, компанией, отделом, проектом. Герой нашего фильма — успешный бизнесмен, креативщик, который создал компанию, зарабатывающую большие деньги.
Но, когда мы говорим о бизнесе неизменно речь идет о человеке, который этот бизнес создал, о его уме, о его вложениях (ресурсах) в этот бизнес.
Пока все идет хорошо, мы радуемся, и в моменты этой радости не замечаем, как постепенно можем потерять фокус, а затем и бизнес.
Призрачная красота (США, 2016). Этот фильм о том, как навязчивая идея может погубить даже самую успешную структуру.
В йоге есть такое упражнение на концентрацию внимания. Оно выполняется с помощью дыхания и дает возможность почувствовать себя здесь и сейчас. Это одно из самых функциональных состояний — здесь и сейчас.
Как правило, мы часто думаем о том, что было или о том, что будет. Именно здесь кроется ошибочная стратегия, так как эти мысли не дают возможности сосредоточиться на текущем моменте, а соответственно на текущих делах и мы теряем бдительность и точность.
А в бизнесе очень важно быть в текущем моменте, особенно для первого лица или владельца, того кто управляет и выстраивает работу компании, продвигает ее вперед.
В любой успешной компании всегда присутствует Лидер, который создал идею (компанию/проект), собрал людей и ведет их за собой. В качестве людей здесь выступает не только команда, а и клиенты, подрядчики, партнеры.
Клиенты приходят благодаря тому, что лидер компании знает свое дело лучше других и умеет организовать свою команду в соответствии с наилучшим результатом.
Почему же Лидер компании может все потерять в один момент?
В жизни человека существует несколько сфер (из книги Онтопсихология):
- личная сфера (Я),
- семейно-аффективная сфера (те люди, к которым мы испытываем эмоции и чувства),
- зона сотрудников,
- социальная зона.
И каждая из этих зон влияет на следующую.
Итак, что такое индивидуальная личная сфера — это сам человек, его здоровье, то есть, если мы здоровы, то мы можем работать, можем работать — можем получать результаты.
Семейно-аффективная сфера, одна из самых сложных. Сюда относятся супруги, дети, родители, близкие друзья и все, что касается отношений с ними.
Сфера сотрудников — это уже рабочий аспект (сотрудники, подрядчики).
Социальная сфера — это наша деятельность в обществе.
Схематически это можно изобразить так:
1 — индивидуальная личная
2 — семейно-аффективная
3 — сфера сотрудников
4 — социальная сфера
Каждая из сфер имеет поэтапное движение. Не решив вопрос в одной из них, сложно эффективно продвинуться дальше.
Если ты болен, то ты не сможешь проводить время с близки, работать и т.д., если у тебя проблемы с мужем, женой, ребенком, то ты не сможешь сосредоточиться на качественном выполнении своей работы, если есть проблемы с командой, то сложно создать конгломерат и стать лидером на рынке.
Теперь вернемся к фильму и главному герою. Мы видим, как он счастлив, как верит и любит свою компанию, каких результатов достиг вместе с командой и во что он верит. И это успех. Он здоров, амбициозен и готов покорять новые вершины.
Следующая часть видео выглядит на такой красочной, как предыдущая. Мы видим упадок, боль и разрушение бизнеса, не сразу, а поэтапно.
Дальше по фильму мы видим, что первое лицо, основатель (первое лицо) компании, вышел из управления и зафиксировался на своей личной проблеме, которую можно отнести к семейно-аффективной.
Постоянный образ дочери стоит у него перед глазами и он просто застрял. Он застрял и не хочет отпускать ситуацию, смириться. При этом не осознает того, что он застрял в этой части.
Мы не будем разбирать психологический аспект, так как наша задача понять, почему мы можем выпадать из состояния эффективности и чем это грозит нашему бизнесу и нашей жизни в целом. Его фокус сместился полностью в одну точку.
Когда мы управляем каким-то важным проектом, компанией, мы не можем не вникать в рабочий процесс. Создать бизнес, делегировать его и переехать жить на Гоа — это миф. Классные бизнесы всегда имеют идейного вдохновителя, человека, который придумывает новые способы развития на рынке и ведет за собой команду (это либо владелец, либо Топ-менеджер).
Но, если такой человек уходит мыслями из проекта и зацикливается на чем-то другом, то это губительно. Да, физически человек может быть на месте, на работе, но где его мысли, чем действительно занята его голова.
Есть такая фраза: Где наши мысли — там наша энергия, где наша энергия — там деньги, или их отсутствие. Вот в чем настоящая проблема. В том, что энергия зацикливается на одной точке, моменте, который нужно пережить.
Итак, если дела в проекте идут не очень хорошо, что-то резко усугубляется и вы управляете этим проектом, стоит задать себе ряд вопросов:
- здоров/а ли я (физически)?
- все ли в порядке у меня в семейном контексте, все ли счастливы, не гружусь ли я чем-то, не грузят ли меня и поддерживают ли, чтобы я мог/ла спокойно работать?
- затем проверить свою команду, те ли люди работают вместе с вами?
- а только потом думать о великих свершениях в социуме.
А теперь, чтобы придать статье практическую составляющую, я спрошу у нескольких владельцев/управленцев о том, на сколько важно быть вовлеченным в проект. Ведь, чем меньше у нас отвлекающих факторов, тем точнее и эффективнее наши решения, так как мы больше находимся в состоянии здесь и сейчас.
Вопросы для самоанализа:
1. Расскажите немного о себе, какую должность занимаете, в какой компании.
2. На сколько вы вовлечены в процесс работы своей компании?
3. Бывали ли случаи, когда вы начинали заниматься другими вопросами и ваш проект/бизнес был без вашего внимания, каковы были результаты в таком случае?
4. Встречались ли в вашем опыте подобные ситуации (как в фильме)?
Ответы нескольких участников-управленцев:
Расскажите немного о себе какую должность занимаете, в какой компании.
В данный момент я завершаю свою работу в проекте, который создал как соучредитель и продал своему компаньону и новому совладельцу. Это интернет-магазины staleks.ua (Украина) и staleks.su (Россия). В данный момент занимаю должность технического директора.
Полученные деньги от продажи вложил в свой новый start up http://www.burpee.com.ua/, социальная сеть для фитнеса, в это проекте занимаю должность co founder. Также выступаю в роли консультанта по вопросам маркетинга и digital маркетинга
На сколько вы вовлечены в процесс работы своей компании?
Когда создавал Staleks.UA был вовлечен на 100% и в процессе разных преобразований перегорел. Интерес был потерян по объективным и субъективным причинам, поэтому решил основать собственную компанию, чем сейчас и занимаюсь.
В проекте burpee.com.ua вовлечен на 100%, мне доставляет удовольствие абсолютно все, что помогает новому стартапу запустится и думаю далее этот интерес не будет утрачен, так как есть внутренняя энергия, которая является движущей силой и основным мотивом работать сверх нормы.
Бывали ли случаи, когда вы начинали заниматься другими вопросами и ваш проект/бизнес был без вашего внимания, каковы были результаты в таком случае?
Конечно бывали, проект сразу провисал или замедлял свое развитие. Даже сейчас продав интернет-магазины staleks.ua и staleks.su я вижу, что за год многое не реализовано, то что я хотел реализовать как соучредитель и лидер проекта. Несмотря на то, что я новым владельцам оставил наследие и обозначил перспективы развития, по каким-то субъективным причинам они не применили мои советы.
Встречались ли в вашем опыте подобные ситуации (как в фильме)?
Да, я был болен несколько месяцев и моментально утрачивал интерес к любым проектам, даже к тем, которые мне приносили удовольствие.
Когда ссорился с женой или волновался за своего ребенка, все уходило на третьи планы и теряло всякий смысл.
Все то что вы пишите именно так и работает. Кто этого не понимает, совершает стратегическую ошибку, поэтому ваша статья важна и имеет место быть.
Расскажите немного о себе какую должность занимаете, в какой компании.
Меня зовут Анна Ганич, я и собственник и директор АНГА ТРЕВЕЛ. Компания 15.03.2017 отпраздновала свое 7-летие (сфера: туроператор по внутреннему туризму Украины). Штат офиса — 17 чел и около 20 фрилансеров.
На сколько вы вовлечены в процесс работы своей компании?
Сказать ВОВЛЕЧЕНА — ничего не сказать. Это практически второй ребенок. Я его вынашивала как слоненка 2 года, потом в муках и слезах радости рожала, и вот мой бизнес — уже семилетний ребеночек с умными глазками :). Как можно что-то развивать, если ты не увлечен?
Столько сложностей и забот, проблем, и иногда, кажется, безысходных ситуаций – что хочется все бросить и снова закинуть резюме о поиске работы :). Но ты понимаешь, что это твое родное и ты его выбрал, и ты любишь свое дело – силы приходят назад и все налаживается.
Бывали ли случаи, когда вы начинали заниматься другими вопросами и ваш проект/бизнес был без вашего внимания, каковы были результаты в таком случае?
Один раз я решила помочь мужу, который купил полиграфию, и подруге, которую сократили в работы и ей нужно было начать бизнес. Я как никто знаю как происходит смещение фокуса. Сначала это интересно, что-то новенькое и хочется отвлечься от своих постоянных вопросов. Но расфокусировка ни к чему хорошему не приводит – родной ребенок голоден и не ухожен – он начинает плакать и ревновать.
Силы уходят быстро, потому что увидеть результат от троих бизнесов на начальной стадии намного сложнее. Нужно вырастить один и только потом можно переходить к другому. Я кайфую от маленьких успехов, но каждый день – я радуюсь когда заработал тот или иной процесс, я балдею когда люди понимают меня и поддерживают. А все это возможно только когда ты по уши вовлечен в свое дело и внимательно следишь за изменениями которые в нем происходят.
Встречались ли в вашем опыте подобные ситуации (как в фильме)?
Настолько критичные как в фильме — бог миловал. Но как говорит мой хороший знакомый – «главная задача собственника – ХОТЕТЬ». Бизнес нужно хотеть, любить и взращивать, наполняя своим вниманием, любовью и энергией. Глаза должны гореть!

Мария Савченко
Специалист по кинотренингам: исследую причинно-следственные связи на примере кино.