Анастасия Карпова, руководитель проекта «Платформа вебинаров eTutorium», рассказала о том, какие задачи помогает решать обучение сотрудников в формате онлайн и почему вебинары — это корпоративный must-have-инструмент для компаний с развитой сетью филиалов или удаленных сотрудников.
Приведу пример из нашей практики. Мы уже больше года сотрудничаем с одной компанией, у которой очень разветвленная региональная сеть: 32 филиальных подразделения в крупнейших городах России и СНГ. До нашего знакомства обучение и развитие сотрудников проходило в двух форматах: выезд специалистов на очные тренинги в центральный офис компании в Москве и обучение в регионах с привлечением тренера. Почему было принято решение менять формат корпоративного университета? Во-первых, привлекая тренера, очень большая доля затрат уходила на оплату проезда, проживания и питания. Во-вторых, командировки в Москву предусматривали долгое отсутствие сотрудников на работе и, опять же, финансовые расходы.
О внедрении онлайн-обучения руководство задумывалось давно, но задача была не просто сократить расходы, но и удержать качество подготовки специалистов на высоком уровне. С этого и началось наше сотрудничество. Результат: 80% обучающих программ компании переведено в дистанционный формат посредством вебинаров (обучение топов и важные корпоративные встречи по-прежнему проходят очно), сделан упор на быстрое обучение c минимальным отрывом от рабочего процесса, а расходы сократились на 67%.
Почему руководители массово уходят от очного обучения сотрудников и выездных корпоративных тренингов?
Что является первостепенной задачей для компаний с развитой сетью филиалов, представительств и дилеров? Правильно: обеспечение одинакового уровня обслуживания, сервиса, качества товаров и услуг на всей территории, где она ведет бизнес. И главная движущая сила в этом вопросе — своевременная, оперативная подготовка персонала, разбросанного по всем подразделениям и удаленным региональным точкам.
Но, учитывая широкую географию бизнеса, собирать сотрудников на очные тренинги в одном месте становится все сложнее. Да и нецелесообразно это вовсе. Во-первых, это связано с крупными финансовыми расходами, во-вторых — с серьезными временными затратами. Поэтому руководители внедряют новые методики и инструменты. Более быстрые, бюджетные и краткосрочные. Что вполне логично и разумно. Уже нет времени на выездную подготовку персонала. Все хотят обучение без отрыва от бизнес-процессов, прямо на рабочем месте, дистанционно
И в качестве выгодной альтернативы очным семинарам, межрегиональным тренингам и выездным совещаниям руководители делают ставку на вебинары — мероприятия, проходящие в режиме реального времени (online). Здесь один или несколько спикеров могут проводить презентации, тренинги, корпоративные совещания, сейлс-митинги, мозговые штурмы, встречи с партнерами, привлекать на них группы от нескольких человек до нескольких тысяч участников. При этом как ведущие, так и слушатели могут находиться в любой точке мира. Единственное, что нужно — выход в интернет и гарнитура (веб-камера, наушники, микрофон).
Финансовая выгода очевидна: вместо 10-15 тысяч рублей, которые выделяются только на одну командировку, например, менеджера по продажам, обучение всех сотрудников обходится в 3000-4000 рублей. Эта сумма вкладывается в аренду платформы для проведения онлайн-мероприятий на месяц. В распоряжении у компании появляется готовая площадка, при этом количество проводимых вебинаров не будет ограничено.
Какие еще выгоды получает компания от внедрения вебинаров?
- Обучение на рабочих местах без отрыва сотрудников от функциональных обязанностей. Исключаются длительные командировки и дополнительные расходы, связанные с посещением очных мероприятий (проживание, питание, проезд и др).
- Удобное и быстрое подключение к прямому эфиру из любого удобного для сотрудников и ведущего места (работа, дом, отпуск, командировки) + доступность с мобильных устройств.
- Возможность привлечь в качестве спикера как сотрудника компании, так и внешнего тренера, напрямую или через профессиональных организаторов.
- Эффект «живого присутствия». Участники видят ведущего, слышат, имеют возможность обсудить то, что им показывают, и задать любые интересующие вопросы.
- Максимальное вовлечение слушателей: онлайн-чаты, виртуальная доска, презентации, демонстрация рабочего стола и материалов, инструменты рисования, раздатки для скачивания, опросы, тесты, голосования и др.
- Очень важный момент — видеозапись вебинара. Участники всегда могут вернуться к материалу, освежить знания, восполнить пробелы. Более того, новые сотрудники, которым также нужна данная информация, просто пересматривают запись и легко впитывают материал, который ранее изучили их коллеги.
- Аренда зала заменяется арендой виртуальной площадки, что для компаний в несколько раз выгоднее, чем снять зал на десятки или сотни человек.
На организацию вебинара уходит минимум времени. Например, если вечером возник вопрос, требующий срочного участия представителей всех филиалов, на следующий день можно будет обсудить его в онлайн-режиме. Это позволяет оперативно реагировать на актуальные проблемы компании, доносить информацию одновременно до всех сотрудников филиалов, быстро сформировать единое информационное поле, помочь сориентироваться в быстро изменяющихся условиях, распространить успешный опыт и эффективные инструменты работы.
Как понять, когда и зачем обучать сотрудников через вебинары?
Можно назвать несколько весомых факторов, которые приводят к тому, что в компании решают внедрить вебинары:
- наличие дилерской и партнерской сетей;
- бизнес, в котором игроки (мерчендайзеры, торговые агенты, консультанты, дистрибьюторы) сосредоточены в удаленных друг от друга региональных точках;
- территориальная разветвленность подразделений и филиалов компании;
- высокая текучесть линейного персонала, ответственного за продажи и распространение продукции;
- постоянно обновляемая продуктовая линейка;
- часто меняющиеся процессы и технологии работы.
Через вебинары можно быстро доносить до сотрудников информацию о текущем состоянии компании, продуктовых новинках, новых стратегиях и правилах работы, важных изменениях, новостях, обновлениях. Причем такого рода формат обучения может проводить и генеральный директор компании, и руководители подразделений, и узкоспециализированные специалисты, которым есть чем поделиться, а также сторонние эксперты и внешние тренеры.
Какие категории сотрудников целесообразно обучать посредством вебинаров?
В первую очередь, это персонал, который напрямую работает с продажами и распространением продукции. Вебинары в данном случае выступают своего рода «продуктовыми тренингами». Здесь они анализируют продуктовый ряд компании, мгновенно получают информацию о новинках, акциях, скидках, знакомятся с новыми приемами взаимодействия с потребителями, учатся работать с возражениями и постоянно прокачивают навыки эффективных продаж.
Под эту категорию попадают менеджеры по продажам, дистрибьюторы и консультанты, расположенные в различных регионах, мерчендайзеры, торговые представители, работники торговых залов, продавцы в магазине, сотрудники call-центров и другие.
Во-вторых, сотрудники юридических отделов, бухгалтерии и службы персонала. Для них критически важно держать руку на пульсе и быть в курсе новых принципов и требований бухгалтерского, налогового и трудового законодательства, которые меняются изо дня в день.
Новые сотрудники, стажеры. Вебинары — это очень удобный формат, в рамках которого только прибывшие кандидаты знакомятся с историей компании, тенденциями рынка, портретами целевой аудитории, технологиями и стандартами работы.
Приведу несколько примеров из опыта клиентов нашей платформы.
Пример 1. Бизнес компании построен на прямых продажах. Сеть насчитывает более 50 филиалов по всей России, где работает около 15 тысяч сотрудников. Большинство из них — менеджеры по продажам, которых нанимают в штат без опыта работы. Но совсем скоро они должны выйти к клиентам. Их нужно научить практически всему: активным продажам, техникам взаимодействия с потребителями. Для этого организовываются корпоративные вебинары. Ключевая задача: быстро и эффективно подготовить «новобранцев» — познакомить с историей бренда, тенденциями рынка, целевой аудиторией, технологиями работы, продуктовой линейкой. А затем непрерывно прокачивать и актуализировать их знания.
Пример 2. Для компаний с регулярным обновлением продуктовой линейки скорость выхода на рынок является конкурентным преимуществом. Здесь задача руководителей — оперативно ознакомить всех сотрудников с новинками. Если еще 2-3 года назад торговому агенту из небольшого филиала, скажем, в Сибири, нужно было ехать в Москву, чтобы пройти подобный тренинг, сегодня он может проходить обучение онлайн.
Пример 3. Руководство столкнулось с такой проблемой: сотрудники никак не могут разобраться, как пользоваться новым специализированным ПО. Системный администратор уже устал лично объяснить каждому работнику, как следует действовать. Да и времени у него нет. Для этого было принято решение организовать вебинар-обзор, где в интерактивном режиме IT-специалист сначала презентует программу, а затем демонстрирует пошаговый алгоритм и особенности работы с ней.
Принято решение проводить вебинары с целью обучения персонала. С чего начать?
Для начала нужно решить, кто будет проводить эти самые вебинары.
Варианты:
- сторонний тренер или приглашенный эксперт;
- обучение внутри компании (внутренний сотрудник, наставник, штатный корпоративный тренер).
Если в компании не предусмотрена должность внутреннего корпоративного тренера, то роль наставника по обучению может быть передана непосредственному руководителю, старшему менеджеру или HR-менеджеру.
Безусловно, более эффективно, когда все варианты используются в совокупности. Почему? Все просто: сторонний тренер хорошо обучит общепринятым методам и технологиям работы, даст полезные инструменты для личностного развития. Но он же не знает специфику построения бизнес-процессов в компании, а также вряд ли сможет дать глубокие знания продаваемого ассортимента или услуг. Этому со своей стороны может достаточно качественно научить внутренний тренер или наставник.
А провести вебинар действительно просто. Главное — выбрать хороший сервис, и тогда не потребуется никаких технических или специальных навыков. На базе нашей платформы eTutorium ежемесячно проводится сотни корпоративных онлайн-мероприятий. Мы разработали многофункциональный сервис, в котором объединили все инструменты, необходимые для организации эффективных вебинаров. Опросы, голосования, тестирования, демонстрация рабочего стола, управление записями, показ презентации — все это обеспечивает эффект «живого присутствия». А специалисты технической поддержки всегда находится на связи, оказывают всестороннюю помощь на любом этапе и готовы ответить на любые вопросы.
Организатор может пригласить участников заранее или непосредственно перед началом мероприятия, отправив им ссылку на страницу регистрации или письмо-приглашение с прямой ссылкой на вход в вебинарную комнату. Любые уведомления и напоминания отправляются автоматически. Как видите, на деле все очень просто, а результат и выгоды не заставят себя ждать.
Внедрение вебинаров в систему обучения сотрудников позволит компаниям не просто оптимизировать расходы, но еще удержать и даже поднять планку развития персонала. Сегодня нужно делать упор на быстрое обучение c минимальным отрывом от рабочего процесса, ориентированное на результат и тренировку конкретных навыков. Все мы знаем, что в любой непростой ситуации сильная, прокачанная команда — это гарант развития бизнеса и ключ к конкурентной победе.
Специальное предложение для читателей Клуба Директоров