Как слухи влияют на вашу компанию. Что такое сторителлинг – Клуб директоров

Как слухи влияют на вашу компанию. Что такое сторителлинг

Сторителлинг в жизни и на работе

Недавно пытался зажигать людей на Красной пресне гуру красивых сценариев и рассказов Роберт Макки.

В социальных сетях полно рекламы: обучение сторителлингу, консалтинг в сторителлинге.

Я хочу дать руководителям и амбициозным людям, желающим увеличения своих доходов и социального статуса, объяснение, в чем польза от сторителлинга.

А за одно, предложить простой метод научения «тупых» сотрудников, внедрения корпоративной культуры и управления сплетнями в компании.

Сторителлинг в жизни и в управлении

Сторителлинг — это КРАСИВО! Но очень часто вам совсем не надо красиво! Вам надо, что бы услышали. Обратная сторона кривых историй, с высокой литературой составляющей — сплетни и слухи.  Это, можно сказать, лайт версия сторителлинга, быстро достигает своих слушателей.  Позволяет управлять поведением людей.

Власть мифа и сказки — способность корректировать на сознательном и бессознательном уровне представления другого человека о том, что «хорошо», а что «плохо». Так формируются новые убеждения, понятия, ценности, смыслы.

Способность сформировать заранее заданную эмоцию в контексте выполняемой работы. Делая свою работу, человек будет испытывать удовлетворение и удовольствие от того, что поступает хорошо и правильно, будет стремиться остановить тех, кто поступает «плохо». Мотивация к труду возрастает за счет воображения и фантазии работника.  Способность существенно облегчить работнику необходимость принимать самостоятельные решения в неожиданных или спорных ситуациях, руководствуясь «духом», а не «буквой закона». Если на спорную ситуацию нет четкого регламента или инструкции, надо поступать так, как «правильно»!

Ключевое умение в принятии управленческих решений — умение отличить плохое от хорошего. Управленцу всегда не хватает информации, данных, ресурсов, чтобы принять «взвешенное и просчитанное решение». Чаще всего решение приходится принимать, используя интуицию. И в этом случае критически важно, чтобы на каждом управленческом уровне в организации люди сходным образом понимали, как поступать можно и нужно, а как поступать не должно и не достойно!

В художественной литературе о лидерстве и героизме очень часто герой оказывается в спорной, этически неоднозначной ситуации. И часто автор, описывая мысленные разговоры героя с самим собой, сводит все к «самурайской или рыцарской мудрости»: поступай по совести, а дальше, как бог решит. Что такое хорошо и что такое плохо!

Откройте любой словарь, там каждое слово объясняется десятком других слов, а в детских букварях — картинками. В слове главное — контекст, смысловая нагрузка. Передать смысл некой идеи или убедить действовать совместно можно только длинной речью, с использованием десятков и сотен слов. Человечество за время своего развития опробовало разные формы слов: пиктограммы, иероглифы, клинопись.

Древние люди всегда волновались за себя, за свое племя, за агрессивный окружающий мир. Вождю или шаману приходилось гасить тревоги, объяснять, почему солнце желтое, а луна серебристая, почему дует ветер, или когда будет дождь. Приходилось давать оценку поведения солнца, луны, и других силы природы, в формате хорошо это для племени или плохо. А главное, как умаслить силы природы и богов, чтобы хорошего было больше, чем плохого? Так возникло понятие греха, табу, запретов — нарушения божественных и человеческих законов, когда всему обществу плохо от нарушения одним членом общества правил общественного поведения.

Вождям и шаманам приходилось придумывать истории о ветре, о солнце, о духах, живущих в деревьях или в животных. Особенно талантливые руководители заметили, что если расхвалить сильного воина перед схваткой, его шансы на победу увеличиваются. Если запугать представителей другого племени силой своих воинов и мощью богов, которые на вашей стороне, можно выиграть битву бескровно — теперь это искусство называют дипломатией!

Клубный телеграм-канал

Наукой доказано, что для выживания в «первобытном» человеческом обществе, каждый член общества должен иметь четкое представление о добре и зле, знать, что хорошо, а что плохо.

История сторителлинга: средство самоутверждения в древние времена

Родители и близкие, рассказывая ребенку сказки, истории о себе или о предках, закладывают социальный фундамент в мозгу. Учат отличать плохое и хорошее, обучают неписаным законам данного человеческого сообщества.

Добро и зло имеют множество граней и полутонов, поэтому в сказках зло многолико: Леший, водяные, колдуньи, Кощей Бессмертный, черти, демоны, Мальчиш-Плохиш. Добро так же существует в сотнях разных образов. Понимание прекрасного требует детализации, которую дают истории, сказки, поговорки, мифы.

В современном мире и добро и зло абсолютизированы и существуют в максимально абстрактной форме (потому, что боги тоже стали абстракцией). Благодаря газетам и ТВ, политические деятели способны создавать зло или добро, просто рассказывая «сказки» о себе и своих врагах во время выборных компаний.

Для победы на выборах, вождю было необходимо убедить элиту племени проголосовать за самого достойного (доказать, что он и есть самый хороший и самый лучший). На выборах самого главного человека в племени прямой материальный подкуп соплеменников не дает гарантии результата. Приходится рекламировать свои подвиги, превозносить свою удачу, ярко объяснять, почему именно к вам духи более благосклонны, чем к вашему конкуренту.

Элита древних государств научилась создавать сложные длинные истории про величие своих вождей и благосклонность к ним самых сильных божеств — ученые назвали такие россказни Мифологией. Мифология отличается от сказок продуманной формой и структурой, направленной на обучение неграмотных людей.

Еще 10 тысяч лет назад физически сильные мужчины и региональные вожди, запуганные россказнями служителей культа о богоподобности и всемогуществе фараонов, склонялись ниц пред представителями египетской знати не в силах противостоять собственному разуму. Услышанные слова жрецов рисовали в их головах потрясающие картины чужого величия и магической силы. Элита Египетских царств смогла управлять огромным государством и создать величественные сооружения, наделяя своих правителей магической силой и божественной сутью. Такова сила мифа и сказки.

Оказалось, что можно эффективно управлять недостаточно образованными подчиненными, объясняя сложные вещи простыми словами и демонстрируя свое интеллектуальное превосходство. Группа слов, которые формируют у подчиненного череду внутренних смыслов, создают мотивацию для сознательного и бессознательного. Смысловой ряд возможен, если через слова подчинённый получает возможность «видеть» и «слышать» важную для него информацию.

Сказки и мифы, как наиболее адаптированные для восприятия большинством словесные конструкции, с детства тренируют защитные реакции, воспитывают подрастающее поколение, формируют стереотипы поведения, задают стереотипы восприятия внешнего мира. А главное, сказки и мифы позволяют увеличить разрыв между лидером и подчиненным.

Лидер, создавая мифы о своем могуществе и своих достоинствах, может управлять мотивацией своих подчиненных и соратников. Фараоны доказали, что управлять людьми разных вероисповеданий, говорящих на разных языках, принадлежащих к разным национальностям, возможно только с помощью общих мифов и сказок о мощи и справедливости единого лидера. Создание мифов о лидере требует сотрудничества и кооперации от элиты государства, необходима целенаправленная религиозная пропаганда, сплетни, слухи, легенды о происхождении и подвигах.

Как сторителлинг внедрить в рабочий процесс?

Сейчас для обучения новых сотрудников, ускорения процесса интеграции в коллектив используют инструменты геймификации, делают обучающие мультфильмы и комиксы. Это все проявления властного воздействия мифов и сказок. Человеку очень хочется быть любимым, хорошим, признанным. А понять, как это сделать, из должностных инструкций и доминирующей концелярщины, практически не возможно. Те компании, которые стремятся объединить коллектив, занимаются командообразованием, просто обязаны задействовать потенциал общей мифологии, что бы облегчить новичкам путь в «команду».

Современные сказки и мифы — сплетни и слухи!

Для современного руководителя невозможно существование в коллективе без сплетен, слухов — это современные мифы и сказки в одной отдельно взятой компании. Так формируется негласная корпоративная культура, новички узнают о больше своих коллегах и руководителях (значит больше им доверяют). Негласная система оценок каждого поступка сотрудников и управленцев (что хорошо, а что плохо), влияет на конечный результат намного больше, чем любые призывы и материальные стимулы.

Но, к сожалению, абсолютное большинство директоров или собственников неспособны управлять этим процессом и использовать его себе на пользу. В нашей стране, пока большинство руководителей мужчины. Настоящий мужчина не обращает внимания на «бабские» досужие сплетни. Итог, нервы, стрессы, конфликты с коллективом. Сплетни и сказки, это проявление бессознательного в конкретном коллективе. Настроения коллектива, особенно в моменты перемен или кризиса, чрезвычайно влияют на работоспособность. Никакая материальная мотивация, никакие грейды, не сравнятся по результативности с хорошим слухом. Слухам и сплетням люди верят, а начальству обычно нет!

Большинство руководителей совершают глупость, в моменты кризиса они ли закрываются на 100 замков, боятся утечки информации, или наоборот проводят политику 100% открытости. И то и другое очень плохо с точки зрения управления коллективом. Дефицит информации и ее избыток увеличивают тревожность. А вот хорошая сплетня, снижает уровень тревожности, позволяет легче и быстрее смирится с предстоящими переменами.

Умение руководителя распускать о себе правильные слухи и создавать достоверные мифы (не реклама в корпоративной газете или дурацкие тимбилдинги) дает огромное конкурентное преимущество. Достойным миф о руководителе, позволяет ему кратно повысить лояльность сотрудников, снизить вероятность увольнения ценных кадров, платить подчиненным немного ниже средних тарифов на рынке. А главное, заставлять врагов и конкурентов бояться себя, тратить деньги на глупые и неразумные вещи, стараясь превзойти созданный вами миф!

Как власть мифов и легенд влияет на статус человека в обществе?

Властью сказок и мифов в наибольшей степени владеют люди, профессионально занимающиеся политической (или продюсерско-артистической) деятельностью. Создание мифа о политике (неважно, плохого или хорошего) резко повышает его узнаваемость. Незнакомые люди, привыкнув к мифу или сказке, думают, что знают этого политика (он перестает быть чужим) и готовы голосовать за него, жертвовать деньги.

Мифологией, как способом саморекламы, успешно пользуются спикеры и гуру по лидерству. Многие индивидуальные предприниматели, люди бренды активно пестую и развивают сплетни и мифы о себе. Но кроме мифов и сказок о конкретных людях, существуют россказни о государственных должностях и постах в крупных корпорациях.

Новости и сплетни о руководителях Роснефти, Сбербанка, Олигархах, министрах правительства составляют до 80% содержания деловых газет и журналов. Они являются любимой темой для «застольных» разговоров руководителей разного уровня, для установления контакта и взаимного доверия.

Те переговорщики пользуются наибольшим уважением и респектом окружающих, кто умеет красиво и ловко рассказать хорошую сплетню о большом начальнике. Такой рассказ, от первого лица значительно повышает статус человека, доверие и уважение к нему возрастает. Чем активно пользуются мошенники, продавцы «должностей», фальшивые генералы ФСБ и прочие махинаторы.

В нашей стране, исторически, мифы о власти связаны не с личностью человека, а с занимаемой должностью. Должности высших руководителей страны у нас окутаны таким слоем сказок мифов и легенд, что вне зависимости от личностных качеств руководителя, занявшего пост царя, князя, президента, мы наделяем его чрезвычайными способностями и знаниями. Такова была целенаправленная политика элиты государства и православной церкви. Многочисленные дворцовые перевороты, конфликты в элите государства не вызывали брожений в «народе», ибо даже самозванец, захвативший престол, получал «помазание на царство», и все грехи списывались. Самозванец превращался в самодержца.
Путин великий просто потому, что его выбрал Ельцин, Медведев великий потому, что его выбрал Путин. Конечно, со временем, люди начинают выделять личностные достоинства и недостатки у правителя, когда узнают его получше. Однако, Царям в России удавалось руководить государством сотни лет, используя миф о добром и справедливом царе и злых, жадных боярах.

В России руководителю, желающему снизить расходы на персонал, добиться безусловной преданности рядовых сотрудников (типа бухгалтеров и секретарей), лояльности высшего менеджмента, важно освоить власть мифов и легенд. Но для этого не стоит затевать дурацкие ритуалы вроде пения корпоративного гимна или поднимания флага по утрам.
Самый простой рецепт мифологии великого руководителя по-русски — это быть недоступным и при этом совершать чудеса справедливости. Директор, которого никто не видел и толком не знает, но который знает о чужих грехах и безжалостно за них карающий, по достоинству награждающий реальных тружеников, а не хвастунов и болтунов — и есть самый желанный, богоподобный и чудотворный руководитель в нашей стране.

Вывод: глупо не использовать такой мощный инструмент управления, как сплетни и слухи. Разумный руководитель надет способ собирать таким образом информацию о настроениях в коллективе, о формальных и неформальных лидерах. Правильный слух обучает работников намного лучше и быстрее. А главное, не дает сложиться круговой поруке, скрыть истинное положение дел от начальства. Всегда найдется борец за справедливость, который будет сражаться не за деньги и власть, а за принцип. А вы как руководитель, сократите свои расходы на контроль за действиями сотрудников, они будут с радостью сами себя контролировать, да еще другим спуска не дадут.

В официальном обучении сотрудников не стоит слепо копировать иностранные примеры в виде комиксов, стоит создавать свои оригинальные обучающие материалы. Например, в виде сказок и мифов.

Андрей Ващенко
Андрей Ващенко

Эксперт по результативным начальникам. Преподаватель в Высшей школе экономики. Автор 10 книг.

1 comment

Leave a comment: