Людмила Казанцева - от завода к дизайн-студии Ларссон

Людмила Казанцева — от завода к дизайн-студии

Людмила Казанцева сооснователь и генеральный директор студии дизайна и ремонта квартир Ларссон

Друзья, мы продолжаем серию публикаций историй участников Клуба директоров. В Клубе более 310 000 управленцев и собственников бизнесов. Уверены, что вам будет интересно узнать истории создания их компаний. Соберем полезные советы от реальных предпринимателей, узнаем, на какие грабли «наступали». Ниже наш первый герой, который смог сменить завод на дизайн студию. Узнаем как ниже.


Я Людмила Казанцева. Несколько лет я управляла отделами на кондитерских производствах, где всё подчинялось жёстким стандартам: технологические карты, ГОСТы, плановые показатели, цеха, рабочие. А с 2016го года я сооснователь студии дизайна и ремонта квартир «Ларссон», где нет конвейеров, но есть творчество, клиенты, которые каждый с индивидуальной историей, и дизайнеры, для которых вдохновение — не пустой звук. Переход от управления заводом к руководству творческим коллективом стал для меня интереснейшим вызовом, который потребовал не просто смены тактики, а пересборки управленческого ДНК, при этом сохраняя мой ценности и подход.

1. Смена парадигмы: от процессов к людям

На заводе я управляла в бОльшей степени процессами. Моя задача — обеспечить бесперебойную работу конвейера, где люди были важными, но всё же заменяемыми винтиками системы. Поломка оборудования? — Срочно чиним. Отклонение от нормы? — Останавливаем линию. Здесь работали жёсткие регламенты, а KPI были измеримы и понятны: план, процент брака, соблюдение ГОСТ.

В дизайнерской студии я столкнулась с тем, что управлять нужно не только процессами, а ожиданиями — клиентов и сотрудников. Каждый проект уникален, каждый дизайнер — автор, а не взаимозаменяемый исполнитель.

Креатив нельзя вписать в жесткий график, а вдохновение не подчиняется плану. Мне пришлось перестроиться:

Спрашивать. И слушать. На заводе наши планы не обсуждались. Все сотрудники цеха понимали в чем из процессная задач ото дня ко дню. В студии я научилась задавать вопросы, задавать именно правильные вопросы и в правильные моменты: «Как ты видишь этот проект?», «Что тебя вдохновляет в этой задаче?», “ Какие бы моменты ты сделал по-другому?”, “Какой идеальный исход ты бы хотел?”.
Ответы на такие индивидуальные вопросы дают очень подробную картину и представление о действительных мотивах и сложностях, задачах и зонах роста каждого человека, и отдела в совокупности. Без таких вопросов-ответов управление такой клиентоориентированной сферой как дизайн интерьера становится хождением вслепую, наощупь. Коммуникация — залог прозрачности процессов.

Принимать неопределённость. На производстве всё предсказуемо: смена — 8 часов, выход — 2500 изделий. В дизайне сроки могут меняться, клиенты — передумывать, а переделки и корректировки — становиться частью workflow.

Для каждого конкретного процесса разработки дизайн-проекта есть очень четкая непоколебимая последовательность и правила, но уровнем выше строить математически точные ожидания крайне сложно. Слишком много неопределенности и влияющих факторов:

  • есть ли мэтч с клиентом
  • насколько быстро идет согласование
  • какие нюансы квартиры и задачи от заказчика
  • насколько крупный объект и сложная задача
  • есть ли уже ключи от квартиры или пока работаем с планом
  • вторичка или новостройка
  • загруженность дизайнера
  • в конце концов просто наличие творческих идей

Поэтому неопределенность занимает заметное положение в управлении сферой дизайна интерьера. Просчитать ее невозможно, но возможно принять ее постоянство и учесть этот фактор в планировании.

Людмила Казанцева в кондитерском цеху во время работы на заводе

Людмила Казанцева в кондитерском цеху во время работы на заводе

Ценить индивидуальность. На заводе токарь или кондитер легко заменимы — они могут даже работать за любым “рабочим местом”, меняться даже внутри коллектива. В дизайне каждый специалист привносит в проект что-то своё, и его замена — это всегда риск потери качества и уникальности.

Мы в компании выделяем 5 типажей дизайнеров — по тому, какой именно тип дизайнерского скилла/навыка является его сильной стороной:

Клубный телеграм-канал
  1. Дизайнер-идеолог: тонкий психолог и эмпат, который умеет создавать пространство, отражающее душу жильцов — создает осмысленное помещение, где учтены потребности и мечты каждого жильца. Именно он превращает квадратные метры — в ваш ДОМ!
  2. Дизайнер-инженер: прагматик, для которого техническая основа комфорта превыше всего. Красота должна быть функциональной. И удобной. И точка. А удобно тогда, когда учтены все мелочи использования дизайнерского решения в быту и реализации. Если идея не удобная — переделываем!
  3. Дизайнер-визуализатор: художник-интроверт, воплощающий на 3d холсте все, что до этого подготовлено в чертежах и в мыслях. Он помогает увидеть результат до начала ремонта — возможность «прожить» пространство и рассмотреть его в мельчайших деталях и ракурсах.
  4. Дизайнер-комплектатор: когда руки золотые, и «у него ж опыта больше». Надежные поставщики и качественные материалы хорошо, но какие нужны именно вам, как они сочетаются, как ведут себя в быту и как подобрать их под ваш бюджет — он переберет сотни вариантов чтобы выбрать лучшее для вас.
  5. Дизайнер-менеджер: антистресс-экстраверт, благодаря которому клиент получает результат без схождения с ума и бесконечных взаимодействий со всеми подряд. Искусство проектного управления в дизайне и ремонте — навык, который снимает стресс лучше любой валерьянки.

Если без шуток: ни один дизайнер не имеет все эти навыки в максимальной дозе! Это утопия. Таких по пальцам пересчитать не то , что на рынке Москвы, вообще в мире.

У каждого есть несколько наиболее сильных ролей, и важно опираться на сильные стороны человека, видеть их и понимать как применить их в работе с заказчиками.

Людмила Казанцева с дизайнером и клиентом в офисе Ларссон

Людмила Казанцева с дизайнером и клиентом в офисе Ларссон

2. Мотивация: от KPI к смыслам

На заводе мотивация была простой и понятной: деньги, стабильность, социальные гарантии. Рабочие ценили чёткие задачи и предсказуемость. Премия зависела от выполнения плана, а не от личной включенности, амбиций и креативности.

В творческом коллективе материальные стимулы работают хуже. Дизайнеры хотят видеть результат своих идей, реализацию проектов, довольных клиентов. Им важно чувствовать, что их творчество меняет пространство и жизни людей.

  • Кроме KPI мы добавляем личные цели и единицы смысла. Мы обсуждаем не только сроки, планы и конверсии, но и то, как проект повлияет на клиента, на развитие самого дизайнера. Как такой проект поможет развить сильные стороны и определить зоны роста специалиста. Как эффективнее организовывать процесс для клиента.
  • Гибкость вместо жёстких рамок. Дизайнеры могут работать в гибридном формате. Важно не количество часов за компьютером, а результат. Планерки, планы по встречам никто не отменяет, но в остальном дизайнеру важна бОльшая свобода в организации своего времени. Часто дизайнеры, например делят рабочие процессы на дневные коммуникационные и ночные креативные: есть совы, которым творческие и креативные процессы даются легче и с удовольствием именно в ночное время.
  • Обратная связь как инструмент роста. На заводе ошибка — это брак и убытки. В дизайне ошибка — возможность научиться. Мы разбираем неудачи без осуждения, но с акцентом на то, как избежать их в будущем и как увидеть их вероятность в будущем.

3. От бюрократии к умной гибкости

На производстве любое отклонение от стандарта было чревато последствиями. Замена ингредиента, новый поставщик, изменение упаковки — всё требовало согласований, проверок, допусков. Бюрократия была необходимостью, которая гарантировала безопасность и качество.

В дизайне бюрократия — это то, что может убить креатив. А еще оставить вас вечно догоняющими последний вагон уходящего поезда. Рынок недвижимости, ремонта и дизайна очень подвижный и нужно успевать и быть гибкими чтобы быть актуальными и иметь востребованный продукт. Но полный хаос и плаванье по течению тоже не работает. Мы нашли баланс:

  • Чек-листы. Мы не пишем многостраничные ТЗ, но у нас есть чек-листы, которые помогают ничего не упустить. Например, при проектировании кухни мы обязательно уточняем, какая техника будет использоваться, как семья привыкла готовить, любят ли они принимать гостей.
  • Этапы и их строгая последовательность вместо дедлайнов. Мы разбиваем проекты на этапы (концепция, чертежи, визуализация, реализация, менджмент), к результату каждого этапа есть четкие требования, особенно к чертежному. Но внутри этапов даём свободу. Дизайнер может потратить больше времени на поиск идеального решения, если это нужно для проекта или сделать акцент на визуализацию, если ставка в проекте на материалы отделки.
  • Договорённости вместо приказов. На заводе приказ свыше спускался на отдел и не обсуждался. В студии дизайна мы всегда договариваемся. Например, если клиент просит внести изменения уже в процессе ремонта, мы не говорим «нет», а обсуждаем, как это сделать с минимальными потерями времени и ресурсов.

4. От исполнителей к соавторам

На заводе сотрудники были в большей степени исполнителями. Их задача — следовать инструкциям. Инициатива часто была не нужна, а иногда и опасна.

В дизайне каждый член команды — соавтор. Его идеи, видение, творческий подход напрямую влияют на результат. Пришлось добавить в свой стиль управления несколько новшеств:

  • Доверять, а не только контролировать. Не стоять над душой, проверяя каждый шаг. Вместо этого мы проводим регулярные планерки, где каждый может предложить свои идеи.
  • Создавать среду для экспериментов. Мы разрешаем ошибаться, пробовать новое, искать нестандартные решения. Например, если дизайнер хочет использовать необычный материал, мы не отвергаем идею сразу, а исследуем её реализуемость.
  • Объединять разных людей. В творческом коллективе важна разнородность: кто-то генерирует идеи в дизайне, кто-то доводит их до идеала в обсуждении со строителями, кто-то общается с клиентами как тонкий психолог. Наша задача — обеспечить синергию, чтобы сильные стороны каждого работали на общий результат.

5. Что осталось неизменным?

Несмотря на разницу, есть вещи, которые работают в любом коллективе:

  • Системность. Без неё рухнет и завод, и студия. Даже в творчестве нужны процессы: учёт задач, работа с клиентами, управление ресурсами — особенно не в управлении отделом дизайнеров, а именно внутри работы над дизайн-проектом заказчика.
  • Ценности. Честность, ответственность, уважение — это то, что объединяет и кондитеров, и дизайнеров.
  • Фокус на результате. На заводе результат — это качественный продукт на прилавках. В студии дизайна интерьеров — счастливый клиент. Но в обоих случаях важно делать дело хорошо и с любовью.

“Переход от управления заводом к руководству творческой студией научил меня главному: не бывает универсальных подходов. Важно понимать, что движет людьми в команде, и создавать условия, где они могут раскрыться. Если на заводе важно быть «дирижёром оркестра», который играет по нотам, то в дизайнерской студии нужно стать скорее «продюсером», который помогает талантам создать хит.”

С уважением, Людмила Казанцева, генеральный директор и сооснователь студии дизайна и ремонта Ларссон.

Идеолог и руководитель Клуба директоров. Клуб - это самый большой бесплатный бизнес-клуб России с 300 000 управленцев и собственников компаний.