Работаете вы журналистом, маркетологом, менеджером по продажам или вы вообще владелец бизнеса — навык правильного интервьюирования важен для всех. От него зависит насколько быстро вы расположите человека к себе, и будет ли собеседник работать с вами. По сути, интервью мы берем постоянно, не замечая этого сами — у друзей, близких, коллег, клиентов. Хочу поделиться с вами советами, которые помогут брать интервью легко и быстро. Эти правила я выработал, когда работал журналистом.
6 пунктов, помогающие подготовиться к интервью
Возьмем самый трудный случай. Представим, что вам надо брать интервью у незнакомого человека. В такой ситуации часто оказываются журналисты или менеджеры по продажам на рынке b2b, когда начинают работать с новым потенциальным клиентом и ничего о нем не знают.
Предлагаю детальный план действий для подготовки:
- Выберите цель своего интервью.
- Изучите область, о которой вы будете говорить.
- Изучите в сети биографию человека, с которым будете общаться.
- Посмотрите его интервью за последние 3 месяца.
- Проанализируйте его соцсети за последние 2-3 недели.
- Составьте план интервью. План поможет вам управлять беседой. Без плана будет не интервью, а хаос.
Для большего успеха стремитесь собрать побольше информации до начала интервью. Да, пункты 3-4 иногда проблематично сделать. Но над остальными пунктами всегда можно плотно поработать.
Как добиться успеха на интервью у собеседника?
Отлично, вы пришли на встречу и перед вами незнакомый человек. Что надо делать?
- Установить с ним контакт.
Вполне достаточно поговорить непринужденно пару минут на общие темы. Не надо говорить о погоде и прочей чепухе, вы же уже изучили соцсети собеседника? Поговорите о его любимой футбольной команде или о последнем фильме, на который он ходил. - Обозначить тайминг.
Сообщите собеседнику, сколько времени займет интервью.
Готово? Приступайте к самому интервью.
5 правил, как вести себя на интервью
- Избегайте длинных вопросов и сохраняйте одинаковую тональность на протяжении всего интервью.
- Ваши вопросы должны учитывать специфику собеседника и вашей аудитории.
- Один вопрос — одна мысль.
- Соблюдайте логику вопросов.
- Правильно завершайте интервью — подскажите собеседнику, что интервью заканчивается и это последний вопрос. Дайте ему завершить разговор красиво.
Завершите интервью на позитивной ноте — поблагодарите человека за разговор, узнайте, надо ли согласовывать интервью перед публикацией, сориентируйте по срокам публикации.
Для примера, в рамках развития одного интернет-проекта пару лет назад я брал интервью у Сергея Бадюка. Бадюк — икона российского ЗОЖ и единоборств. Все люди из этой сферы в курсе, кто это такой и, чем он занимается. Он обладает весомым социальным капиталом — у него много подписчиков в соцсетях и последователей. С помощью интервью я хотел раскрутить наш проект (где посещаемость тогда была около 70 тысяч человек в сутки) среди аудитории Бадюка и раскрыть его с другой стороны перед своими читателями, показать, что он не только спортсмен, но и умный, чуткий человек.
Интервью длилось 25 минут, не больше. Готовился я к нему существенно дольше. Оно получилось действительно интересным и нетипичным для Бадюка. И, кстати, я установил с ним правильный контакт — именно поэтому он спокойно общался со мной и отказался согласовывать интервью со словами “Я вижу, ты хороший парень, публикуй сразу. Если бы ты мне не понравился, я бы с тобой просто разговаривать не стал”.
Вообще, правильно проведенное интервью дает фантастические результаты и помогает установить с человеком отличные отношения. Поэтому готовьтесь к интервью, изучайте внимательно биографию собеседника. Задавайте нужные вам и вашей аудитории вопросы и всегда устанавливайте сначала контакт с человеком, а потом переходите к вопросам. Тогда будет успех!
Эксперт по позиционированию на рынке. Консультирую компании по маркетингу и выстраиванию продаж.