Как сохранить и укрепить позиции собственника компании? – Клуб директоров

Как сохранить и укрепить позиции собственника компании?

Что необходимо предпринять, чтобы влияние наемного менеджера не вредило собственнику? Кто должен отвечать за идеологию бизнеса? Каким образом распределить обязанности между собственником и наемным руководителем?

Об этих и других секретах нам рассказал Александр Высоцкий, основатель международной компании “Высоцкий Консалтинг” и автор бизнес-литературы на тему управления, организации бизнеса.

Когда собственник передает оперативное управление компанией наемному руководителю, возникает угроза ослабления или даже потери власти. Чтобы этого избежать, необходимо четко разграничить функции и зоны ответственности каждого из них.

Однажды ко мне обратился владелец бизнеса, который ранее удачно нанял директора. За пять лет тот сформировал сильную команду, развил компанию и исправно выплачивал дивиденды. В какой-то момент владелец обнаружил возможность сделать значительный рывок в развитии своего бизнеса, но, пытаясь реализовать эту идею, столкнулся с тем, что не может повлиять на руководство компании. Фактически, за это время он утратил власть.

Проведя несколько интервью с руководителями данной компании, я пришел к выводу, что владельцу уже лучше оставить все как есть. Ведь в противном случае ему пришлось бы отстранять директора и самых компетентных руководителей. Это однозначно привело бы к ощутимым потерям для бизнеса и владельца. Просто за прошедшие пять лет директор – талантливый и умелый руководитель – взял в свои руки власть, а владелец эту власть потерял.

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, владелец бизнеса должен понимать, что ему не стоит отдавать функции идеолога в руки наемного руководителя. Единственный разумный способ заключается в том, чтобы самому хорошо выполнять эту работу. А от директора требовать выполнения его работы – управления компанией таким образом, чтобы она следовала целям, поставленным идеологом.

К функциям владельца-идеолога относится:
  1. Формирование миссии компании (идеологических целей и замыслов деятельности).

  2. Одобрение всей фундаментальной политики компании (регламенты, принципы, кодексы, основополагающие инструкции и т.д.).

  3. Формирование стратегических планов и контроль их реализации.

Первый пункт включает не только формулирование, а и постоянное продвижение этих ценностей среди сотрудников компании. Чем дальше владелец бизнеса от рядовых сотрудников, тем более качественной должна быть такая коммуникация. О миссии, идеологии компании сотрудники должны узнавать непосредственно от владельца, эту функцию никогда нельзя передавать руководителям.

Вообще-то само по себе формирование идеологии находится в некотором противоречии с оперативным управлением. Выполняя функцию идеолога, владелец вдохновляет сотрудников, наполняет смыслом их деятельность. А директор компании должен требовать, контролировать и добиваться. Эти две функции плохо сочетаются между собой.

Второй пункт необходим, чтобы любые регламенты и политики, которые применяются в компании, во-первых, полностью соответствовали идеологии, а во вторых – исходили от владельца, укрепляя таким образом его влияние. Не имеет значения, кто разработал политику – директор или кто-то из руководителей, в любом случае она издается от имени владельца и обязательна к исполнению для всех без исключения сотрудников.

Клубный телеграм-канал

Третий момент – владелец должен оставить за собой формирование стратегических планов. Речь идет не о планах по развитию отдельных подразделений, а о планах, которые охватывают всю компанию и выводят ее на новый уровень.

Это не означает, что владелец должен разрабатывать такие планы собственноручно. Он может привлекать руководителей или даже сторонних экспертов. Но это должны быть его стратегические планы, а затем он поручает директору разработку проектов по их реализации. Таким образом владелец имеет и власть, и контроль, так как регулярно проверяет выполнение проектов.

Главная идея, которую следует понять – вы укрепляете власть над людьми, когда добиваетесь того, чтобы они реализовали ваши идеи. Каждый раз, когда вы достигаете успеха в этом, это прибавляет «очки власти». Если же вы терпите поражение, это уменьшает «очки власти». В этом нет ничего загадочного: добейтесь, чтобы люди выполнили вашу волю – и ваша власть над ними укрепится; допустите неисполнение – и она ослабнет.

Власть должна сохраняться в руках владельца, а для того чтобы контролировать и владеть ситуацией необходимо понимать как должна функционировать и быть устроена система внутри компании. Полезные кейсы, навыки и знания станут для вас спасательной шлюпкой в таких вопросах.

Вы можете их получить посетив тренинг для владельцев бизнеса, где сможете разработать правильную организационную структуру вашего бизнеса забыв о вопросах: Как держать под контролем сотрудников и руководителей компании? Сделайте свой бизнес системным! 

Как держать под контролем сотрудников и руководителей компании?
Сделайте свой бизнес системным!

Александр Высоцкий

Основатель компании Visotsky Consulting

Leave a comment: