“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков
  • Главная  / 
  • Менеджмент
  •  /  “Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

Однажды к нам пришел клиент. Это был обычный день и ничего не предвещало беды.

На обсуждении все было просто и понятно: стояла задача создать маркетплейс, где будут встречаться поставщики, с личным кабинетом и другими функциями. Мы посчитали стоимость работ на 3 года, и начался диалог:

— Полноценная работа команды будет стоить 12 000 000 рублей.

— Сразу нет. Это слишком дорого.

Торги продолжались:

— Давайте 8 миллионов рублей.

Я посмотрел на ситуацию, как добытчик для своей компании. В принципе, 8 000 000 рублей — тоже хорошие деньги. Здесь прижмемся, там напряжемся, и сделаем продукт в рамках бюджета.

Я ответил:

— Хорошо, пусть будет 8 миллионов рублей.

Через время получаю письмо, вызывающее саркастическую улыбку:

— Знаете, Петр, это аж 8 миллионов рублей! Мы не согласны, это дорого. А давайте мы сделаем вас партнерами по прибыли, чтобы была дополнительная мотивация. Максимальный бюджет, который можем выделить на проект — 4 000 000 рублей.

Не буду воспроизводить слова, которые крутились в голове. Но я подумал, что, в принципе, и в рамках этой суммы можно создать “усеченную” версию продукта: немного сократить команду, убрать ряд неключевых функций, растянуть выполнение работ.

В итоге, мы согласились сделать проект за 4 000 000 рублей. Составили детальное ТЗ, согласовали его с заказчиком и приступили к работе. Через месяц у клиента появились пожелания: нужно сделать еще ряд вещей, не прописанных в ТЗ.

Это естественный процесс для разработки: всегда появляются дополнения и корректировки, которые невозможно предусмотреть заранее.

С другой стороны, если сумма ограничена, то приходится что-то выбирать: или строго следовать ТЗ, или увеличить бюджет и внедрить новые “фишки”. Проблема в том, что часто без пожеланий и корректировок сама разработка по ТЗ может потерять смысл.

Получается палка о двух концах: есть фиксированный бюджет и, в то же время, обязательно нужно внедрить корректировки.
Мы предложили заказчику увеличить бюджет, на что, естественно, получили отказ: “Извините, мы же договорились на 4 000 000 рублей”.

“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

В итоге, разработка продолжалась в рамках установленного бюджета и мы создали “усеченную” версию продукта.

Итог сотрудничества:

  • заказчик недоволен, потому что на выходе получился не совсем тот продукт, на который он рассчитывал;
  • мы недовольны как исполнители, потому что ничего не заработали, а пахать пришлось на гораздо большую сумму. Кое-как вышли в ноль, а причиной перерасхода явилось то, что пришлось внедрять множество дополнительных функций. Отказать могли, но существовала потенциальная опасность крупного конфликта с клиентом, в результате чего бизнес-идея потеряла бы свою актуальность.

Все “влетели” на 4 миллиона рублей: мы не заработали, а заказчик разочаровался в результате.

Эта реальная история, рассказанная генеральным директором реинжиниринг студии Петром Кондауровым, — не редкость для отечественного рынка IT-разработки и IT-решений с обеих сторон баррикад.

Заказчики не понимают, чем занимаются подрядчики, и не знают реальной стоимости работ. IT-компании, работающие на отечественном рынке, в свою очередь, вынуждены ужиматься и выкручиваться в рамках установленных бюджетов.

Есть ли выход из ситуации?

Петр упомянул, что после того проекта начал активно изучать и внедрять работу по SCRUM (Agile). Методология полностью оправдала себя: “Оглядываясь назад, могу смело сказать, что и волки остаются сыты, и овцы целы”.

“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

Мы не удержались и попросили Петра рассказать нам больше о разработках по методу SCRUM (Agile).

Из сегодняшней статьи вы узнаете:

  • Как правильно нанимать IT-разработчиков и чем чревато сотрудничество с недорогими фрилансерами.
  • Что такое SCRUM и почему заказчикам выгодно нанимать тех, кто работает по этой технологии.
  • Для каких сфер бизнеса подходит SCRUM.

IT-команда: кто есть на рынке?

Условно специалистов можно разделить на 4 группы:

  • Ваши собственные разработчики. Дорогостоящий вариант, который окупается только в том случае, если имеется гарантированный объем работ на несколько лет. Средний чек на вменяемого сотрудника: на удаленного разработчика — от 80 000 рублей, если он находится в Москве — от 100 000 до 120 000 рублей. Специалисты по фронтенду — 60 000 и 80 000. Добавьте сюда расходы по найму/увольнению, налогам, отпускам и больничным, то есть смело можно умножать на 1.5-2.
  • Фрилансеры из стран ближнего зарубежья. Идеально подходят, когда речь идет о стандартных вещах, вроде примитивного интернет-магазина, купонатора, сайта-визитки и т.д. Ценник фрилансеров обычно варьируется от 20 000 рублей за сайт-визитку до 1 000 000 рублей за что-то более сложное вроде клона Facebook с встроенным поисковиком, похожим на Google с авторизацией через “Одноклассники” :-)
  • Команда аутсорсеров. Как правило, это круто и удобно, но важно правильно подойти к выбору подрядчика. Большинство студий сразу оценивают весь проект или выставляют стоимость работы по часам. Оба метода ненадежны: в случае проектной оценки велик риск недооценить или переоценить работы, создав почву для конфликтов и недопониманий.
  • Найм команды, работающей по технологии Agile. Об этом варианте часто говорит Герман Греф. Об этом мы подробно расскажем дальше.

Преимущества SCRUM Agile

IT-решения для бизнеса больше похожи на индивидуальный пошив костюма, чем на его выбор в магазине.

“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

Классическое восприятие большинства людей часто ассоциируется у меня с походом в магазин: есть какое-то количество денег, я пришел, посмотрел на витрину, увидел, оценил, хватает ли денег, и купил этот товар. В этой парадигме живет почти вся отечественная разработка.

Но парадокс заключается в том, что разработка инновационных решений, типа маркет-плейсов, в отличие от сайта-визитки, не может быть оценена заранее по определению. Даже в Кремниевой долине, где размеры инвестиций зачастую достигают миллиардов долларов, никто не может спрогнозировать, каким точно получится проект на выходе.

У Agile есть ряд преимуществ:

  • разработка ведется и оплачивается поэтапно. Сначала прописывается общая концепция и направление (видение, вижн) — есть такая-то потребность, и гипотетически она будет решаться таким-то образом;
  • оплачивается время работы команды. Мы обычно выделяем 3-6 человек. В месяц команда из 6 человек получает в среднем 980 000 рублей, из 3 человек — от 500 000 рублей;
  • дальше проект прорабатывается контурно, может быть, на 1-1.5 года, и оценивается его примерная стоимость;
  • вся разработка ведется спринтами — это некий временной промежуток, от 2 недель до 2 месяцев. Мы определили, что оптимальный вариант для нас и заказчиков — 2 недели;
  • заказчик садится вместе с командой разработки каждые 2 недели и определяет, что будет в ближайшем спринте. Это быстрый цикл, когда владелец бизнеса может оценить основные моменты: мы сделали вот это, появился продукт, который можно передать первым пользователям (внутри компании, знакомым) или реальным клиентам;
  • выделяем команду, которая работает только над одним проектом. В SCRUM есть объективные системы контроля. Поэтому заказчик на 100% уверен, что люди работают только над его задачами. Это гораздо эффективнее: человек с утра до вечера погружен в один проект, поэтому нет транзакционных издержек на переключение между задачами. Дело движется в разы быстрее;
  • если разработку нужно приостановить на несколько месяцев, нет проблем с увольнением, отпусками и больничными. При возникновении форс-мажора (болезни или увольнения) компания-разработчик решает это заменой сотрудников за свой счет.

Как видите, формат SCRUM идеологически и принципиально верный для нетривиальных задач, потому что обе стороны сфокусированы на успехе и не строят наполеоновских планов по отжиманию денег друг у друга.

“Влет” на 4 миллиона или как не попасть на деньги при найме it-разработчиков

Кому подходит Agile:

1. Компаниям со стабильным доходом (оборотом от 500 миллионов до полутора миллиардов рублей в год). Они оказывают сервисные услуги конечным пользователям (b2c) в оффлайне и хотят перенести свою бизнес-модель в онлайн. Для них мы прорабатываем бизнес-модель с учетом цифровых особенностей среды и создаем план запуска онлайн-направления.

2. Компаниям, которые решили запустить стартап внутри своей деятельности (спинофф). У них есть постоянный доход, понимание бизнеса в отрасли и видение того, как это должно работать и зарабатывать.

Если говорить о конкретных личностях:

1. Директор или член совета директоров/учредитель, который принимает решения в отношении развития компании.
2. Бизнес-девелоперы/директор по развитию.
3. Директор по работе с продуктом.
4. Человек, который понимает, зачем нужна автоматизация и какие плюсы она принесет конечным пользователям.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ОТ ПЕТРА КОНДАУРОВА

Контент-менеджер В

Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.

Авторизоваться для комментирования:

Leave a comment: