Мои офисные уже давно дергают меня за юбку и ноют на тему того, что пора бы мне делиться знаниями с жаждущими стать счастливыми обладателями франшиз.
В принципе, я всегда делилась тем, что знаю и особо не жадничала, но сейчас пришла к выводу, что это всё же стоит делать чаще.
Мифы и реальности франшиз
Купить франшизу – дело не хитрое, а вот купить франшизу правильно – уже не так легко без некоторых навыков и сноровки.
В качестве разминки, хочу развеять миф о том, что франшиза – это панацея и прямая дорога в рай ничего не делания. Мол, франчайзер (я же ему деньги плачу, в конце-то концов!), всё за меня сделает и сразу заработает мне кучу денег, а я буду вечно валяться под пальмой на каком–нибудь из существующих сказочных островов.
В основной своей массе, особенно когда речь идет о франшизах в инвестиционном диапазоне до 10-12 миллионов, франчайзеры предпочитают личное вовлечение. Когда я говорю «личное вовлечение», я имею ввиду необходимость заниматься изо дня в день операционной деятельностью.
Многие франчайзеры, предлагающие франшизы в этом диапазоне, не продадут вам франшизу, если вы не собираетесь лично активно вовлекаться в бизнес. Поэтому, перед покупкой очень важно всё-таки определиться со сферой деятельности. Подумайте, какая сфера вам импонирует и в какой сегмент рынка вы готовы погрузиться с головой.
Светлое будущее или самообман при покупке франшизы
У меня был случай из практики, когда молодая девушка, рьяно практикующая йогу и ЗОЖ решила купить франшизу магазина по продаже одежды. Мои предостережения тогда никак не сработали и будущая счастливая обладательница магазина с невероятным рвением ломанулась навстречу, как тогда ей казалось, светлому будущему.
1,5 года спустя, потеряв 250 000 € она закрыла магазин, и что бы вы думали – открыла свою студию йоги!
Смеясь, она мне недавно говорила, что до сих пор распродает одежду, но чувствует себя вполне счастливой, потому что она только теперь понимает, как здорово заниматься тем, что действительно нравится и в чем она разбирается.
Ну, и за ошибки надо платить, хоть и цена за эту ошибку получилась дороговатой.
От Клуба: А 27 летняя Анна Райская открыла франшизу виртуальных клубов для взрослых. Несмотря на то, что тема горячая, девушке бизнес нравится, а маржинальность в 65% нравится её кошельку.
Как понять, что с франчайзером что-то не так?
Понять, что перед вами стоит франчайзер, которому дела нет до вашего успеха, очень просто. Если при общении он не задает вам никаких вопросов, кроме: «Есть ли у вас необходимые инвестиции?» — и при утвердительном кивке, достает из кармана договор, как цирковой жонглер, то уносите от него ноги!
Одно можно сказать наверняка: если франчайзер заинтересован только в ваших средствах и не оценивает вас по стандартным критериям, которые помогут определить вам потенциал для достижения успеха — с этим франчайзером что-то точно не так.