Странные слова, похожие на ругательство, не правда ли?
Но, начнем с небольшой истории.
Окончание 1940-х гг. Послевоенная Япония. Разрушенная экономика, униженный поражением и ядерными бомбардировками народ. Почти ничего не работает, да еще американское владычество и контроль дают о себе знать.
И практически никаких природных ресурсов. Даже самые успешные производители, такие как Тойота, почти запаниковали.
Но, японцы не тот народ, который приходит в отчаяние от таких неурядиц. Веками воспитанная в себе способность опираться лишь на собственные силы, природная любознательность, логичность мышления, трудолюбие помогли выжить в самые худшие времена.
Да еще приезд в 1950 г. этого странного американца с труднопроизносимым именем Уильям Эдвардс Деминг со своей переписью населения и предложениями «работать и мыслить по-новому».
Но, японцы быстро учатся. Они достаточно быстро приняли идеи Деминга об управлении производством на основе качества. В следующем году был организован целый курс лекций, на котором присутствовали руководители большинства ведущих компаний страны.
Чуть позднее у Деминга появились успешные японские последователи, значительно улучшившие и расширившие его идеи (К. Исикава, Г. Тагути, С. Синго). Они развили подход Деминга на основе качества, цикличности принятия решений, экономности в целую философию, сочетающую в себе японское трудолюбие, созерцательность, терпение и стремление к совершенству с американским коммерческим рационализмом.
Все это легло в основу возникшей позднее философии постоянного улучшения — кайдзен.
В начале 1980-х гг. более предметно принципы улучшения производственного процесса определили американские профессора Джеймс Вумек и Дениэл Джонс, придумав термин Бережливое производство.
Но, японцы не были бы самими собой, если бы не внесли в эту философию еще и свой восточный колорит — заковыристые японские термины, вызывающие смех и недоумение русскоязычного слушателя.
И так и ходят трудолюбивые и усердные японцы каждый день на Гембу искать и уничтожать Муду. А по-русски говоря — идут на рабочее место искать и устранять потери и все, что не понравится клиенту. Все, за что он не захочет заплатить!
А с ними и весь прогрессивный мир занимается тем же, ибо кайдзен давно доказал свою высокую эффективность даже очень большим скептикам.
В том и состоит главный смысл постоянного улучшения — найти и убрать то, за что Ваш Клиент Вам НЕ заплатит. И делать это постоянно, изо дня в день. Постоянно!
Что нужно на рабочем месте? Порядок! Чтобы все всегда лежало на своем месте и его не нужно было постоянно искать в груде мусора, брака и «каких-то чертежей». Для этого разработана система 5С (пять шагов по улучшению рабочего места, начинающихся на букву С).
И 8 видов потерь (те самые «муда») появились в кайдзен на основе простого ежедневного наблюдения.
-
Бегаете вокруг непонятных коробок и шкафов, тумбочек и холмов деталей, которые «могут еще пригодится»? Когда это все закончится? Столько хлама, а выкинуть то жалко, ведь оно «на всякий случай». У вас лишние запасы, господа!
-
На полную мощь загружаете станки, ведь «дорогое оборудование должно быть загружено полностью» и покупаете новое, чтоб работать еще быстрее… на склад? На нем и так уже хранится полугодовая норма производства. Нам просто «нужно хорошего маркетолога и умелых продажников» и все быстро «разойдется». И накопится снова и снова, поверьте! Это перепроизводство. Страшный бич бережливых!
-
Вы все еще катаете свои детали из здания в здание по несколько раз, как в детской игре. По другому, ведь, нельзя? Такова технология! Это не технология, а лишняя транспортировка!
-
Когда же приедут детали из цеха №…. Что они там, чай пить сели, что ли?! И так каждый день! Мы же так ничего не заработаем! А потом привезут все в конце дня и работай, как загнанная лошадь! Это ожидание, да еще неравномерность поставок.
-
Ваш работник занимается ежедневным «обязательным фитнесом», бегая от шкафа с цангами (в одном конце участка) к ящику с калибрами (в другом конце) и станку (посредине участка). Сколько он еще будет «улучшать свою физическую форму», совершая лишние движения.
- А эту гору деталей нужно немного «довести до ума, доделать, подъэтывать» и они будут в полном порядке. Для этого у нас есть Иваныч, станочник 6 разряда в 4 поколении. Иваныч — это хорошо, а вот брак и переделка — очень плохо, дорого и никому не нужно.
- Покупатели жалуются, что «это отверстие здесь не нужно, неудобно», а «эта ручка вообще непонятно, для чего». Но, ведь такая у нас несовершенная технология, но ведь мы по ней работаем уже 40 лет и ничего.
- Мой начальник меня не ценит!!! Я вчера предложил такую идею! А он сказал, что это никому не нужно и не пойдет и он знает, как лучше. Какое вопиющее пренебрежение творческим потенциалом работника.
Эти потери давно научились выявлять у себя и безжалостно устранять и Тойота, и Мацусита, и Форд, и Ниссан, и много-много других, ставших позднее Великими.
Хотите стать такими, как они? Дерзайте! Бережливое производство и кайдзен ждет своих «одержимых» героев!
Все потери вы уже знаете, модное слово кайдзен — тоже!
Читайте правильные книги, которые улучшают Вас и окружающий мир.
Применяйте полученные знания без колебаний!
Лучший день, чтобы начать меняться — сегодня, лучший момент — сейчас!
И не бойтесь «неправильных решений»! Лучше уверенно принимать «неправильное» решение, чем годами бездействовать в поисках «сразу идеального»!
Чарльз Дарвин сказал, что выживает не умнейший и не сильнейший, а сумевший лучше всех приспособиться к изменениям.
Помните это и не останавливайтесь!
Если вас заинтересовала эта тема, новые материалы по ней вы сможете получать, подписавшись на рассылку.
7 лет опыта внедрения Кайдзен-проектов. Сертифицированный эксперт в области бережливого производства от немецкого института Lean Management Institut. Работал с ООО "ПК НЭВЗ", ООО "Крафт Фудс Рус", ООО "Свеза-Лес", ООО "ТБМ-Юг".