Требования к новым стандартам автоматизации бизнеса естественным образом следуют из принципов:
- единство информационного поля предприятия;
- гарантированная согласованность, достоверность и постоянная доступность данных;
- интеллектуальность, необходимая и достаточная для автоматического исполнения бизнес-процессов предприятия без участия людей.
Следовательно, необходимо обеспечить исполнение транзакций в реальном времени и в едином информационном поле.
Для чего, в свою очередь, необходимы действительно высокая производительность и надежность системы в целом.
Так мы получаем на выходе идеальные данные для анализа средствами Big Data (machine learning, data mining), которые постоянно доступны в онлайн-режиме без предварительной обработки.
На этом же этапе готова почва для включения элементов интернета вещей в периметр новой парадигмы пост-ERP:
-
данные вводятся напрямую RFID-датчиками, электронными весами, штрих-сканерами, веб-сайтами, автоматическими погрузчиками на складах, погодными станциями и беспилотными дронами.
Вспомним про полезную интеллектуальность. Один из вариантов реализации которой — настраиваемые сценарные реакции системы произвольной сложности для обработки как внешних событий, так и изменений внутреннего состояния.
Мечты про IEM
Такого рода пост-ERP система будет способна не просто к планированию ресурсов (как мы помним, ERP — это enterprise resource planning), а к прямому и непосредственному управлению предприятием — enterprise managing.
Так мы приходим к парадигме управляющей системы предприятия — enterprise managing system, а с учетом требуемого уровня автоматизации бизнес-процессов она имеет все основания назsваться интеллектуальной (intelligent).
Итого — intelligent enterprise managing system. В просторечии — IEM.
Большинство из самописных КИС компаний-лидеров удовлетворяют многим требованиям IEM. Но можем ли мы их отнести к IEM-системам?
Определенно, нет.
Самостоятельная разработка полнофункциональной корпоративной учетной системы имеет важнейший плюс: идеальную приспособленность под требования заказчика. Обратная сторона — ресурсы (деньги и время) и риски.
Разрабатывать собственную КИС за последние несколько десятков лет пытались, наверное, сотни тысяч компаний по всему миру. У скольких получилось хорошо? Их знают все (Walmart, Amazon…)
Они заполнили обложки СМИ, а о печальном исходе 99,9% остальных попыток известно лишь профессионалам.
Именно будущим IEM-системам суждено стать фундаментом для цифровой революции бизнеса в следующем десятилетии, сопоставимой по масштабу разве что с изобретением телеграфа и железных дорог в позапрошлом столетии. Именно практическое воплощение IEM — ключ, который откроет дверь в XXI век для реального сектора экономики.
Алексей Галущенко
Управляющий партнер Ultima Consulting,
Редактор IEM Community Russia & CIS