Боб Дорф (Bob Dorf), соавтор The Startup Owner’s Manual, поясняет, как громкие определения, не подтвержденные фактами, могут похоронить вашу презентацию. В 1972 году легендарный комик Джордж Карлин (George Carlin) составил список «7 слов, которые вы не сможете сказать на телевидении».
По аналогии с ним Боб создал перечень из 7 слов, которые бизнесменам лучше забыть. Вот они:
1. Лучший
Лучший — прекрасное слово, но его нужно использовать в контексте. Ваш товар лучше, чем что? Кто решил, что он лучше? То, что вы считаете его самым-самым, похвально, но вряд ли убедительно для оппонентов. Используйте это слово только в тех случаях, когда оно подкреплено фактами. К примеру, «лучший ресторан Москвы по мнению составителей рейтинга X».
Новый продукт, недавно появившийся на рынке, редко со старта получает звание лучшего. Не пытайтесь манипулировать, разбрасываясь громкими словами.
Впрочем, исключения встречаются — поисковая система Google моментально обошла всех конкурентов и стала популярной, благодаря особому алгоритму. На первом месте в выдаче оказались те результаты, которые наиболее релевантны запросу, а не реклама. Это позволило поисковику затмить другие системы и приобрести звание лучшего, подтвержденное большинством пользователей.
2. Подрывной
Этот термин любим стартаперами (особенно, работающими в сфере информационных технологий), но не представляет ценности для клиента. Что такое подрывной стартап на самом деле?
К примеру, Facebook, «убивший» MySpace, музыкально-ориентированную социальную сеть. Купленная NewsCorp за 600 миллионов долларов в 2005 году, MySpace практически испарилась, потому что Facebook вырос с нуля до 1.86 миллиардов пользователей в месяц, что нарушило баланс на рынке соцсетей.
3. Инновационный
Так называют себя все, кому не лень, хотя и этот титул должны присуждать продукту эксперты. Впрочем, если TechCrunch или Fortune назвали ваше детище инновационным, смело включайте это слово в презентацию, сославшись на авторитетный источник.
Uber, к примеру, не был инновационным. Когда он появился в Сан-Франциско в 2011 году, на рынке уже присутствовали «ride-share» сервисы вроде RideCharge (позднее Taxi Magic, затем Curb), основанного в 2007 году, Cabulous (позднее Flywheel) и GetTaxi (Gett). Тем не менее, Uber смог стать подрывным. Только в Нью-Йорке около 250000 пассажиров ежедневно пользуются приложением для вызова такси.
4. Ведущий
Бесполезное прилагательное, необоснованное и не несущее полезной информации для клиента или инвестора. Может ли только что основанный стартап занимать ведущие позиции в отрасли? Ответ очевиден.
В чем вы являетесь ведущей компанией? На рынке, в отрасли, в какой-то ограниченной категории? Сколько может быть ведущих сайтов с рецептами, к примеру? Или ваш является ведущим среди сайтов о яблочных пирогах, содержащих рецепты для поваров-левшей?
[sociallocker id=»7920″] Скачать книгу >> [/sociallocker]5 и 6. Единственный и уникальный
Если уж решили использовать эти определения, соблюдайте осторожность. По данным Global Entrepreneurship Monitor ежедневно открывается около 17000 новых бизнесов. Сколько из них на самом деле являются уникальными, неповторимыми, такими, как eBay или Google —реальные лидеры в своих областях?
7. Самый дешевый
Эта характеристика непостоянна — любой конкурент в случае необходимости может снизить цены (пусть даже временно) и легко выйти победителем.
Клиентов определенного статуса такое заявление может даже отпугнуть, так как в головах многих наших соотечественников прочно засел стереотип «дешево — значит, некачественно». Инвесторам же вряд ли будет интересно вкладывать деньги в компанию, которая не может выделиться на общем фоне иначе, чем с помощью низкой цены.
Подведем итоги
Громкие заявления, не подкрепленные фактами, могут разрушительно влиять на бизнес. Вы стараетесь выглядеть лучше в глазах клиентов или инвесторов, но на деле добиваетесь противоположного эффекта.
Проверяйте свое позиционирование многократно, общаясь с единственными людьми, мнение которых имеет значение. Да, это те, кто приносит вам деньги. Друзья, жена и собственное эго («а мне так нравится») — плохие помощники в этом деле. Говорите правду, подкрепляйте ее фактами и избегайте громких слов!
Екатерина Бакланова
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.