Наш автор Динара Сулейменова открыла сеть бутиков брендовой детской одежды в Казахстане, она делится с нами наблюдениями о работе с персоналом и рассказывает про типичные ошибки в HR. А историю открытия бутика Динары вы можете прочитать по ссылке.
1. Наивно полагать что сотрудники будут обязаны вам, только потому, что вы с ними хорошо общаетесь (стараетесь быть своим челом), пару раз угостили чаем (или обедом), подарили какую-то безделушку, поделились секретом из своей жизни и тысячу разных причин.
Зарубила себе на носу! — бессмысленно пытаться вменить им чувство обязанности вам! Подсказка, на дворе 21 век и крепостное право отменено аж в 1861 году.
2. Думать, что со временем они будут относиться к бизнесу как и вы сами.
Никогда! Как только научатся так относиться и думать, сразу же распознают в себе зачатки бизнесмэна и свалят от вас. Никогда не будут относится так, как вы ! Возможно, будут делать лишь вид и изображать, но не более. Но это уже качество актерского мастерства.
3. Сотрудник переживает за ваш бизнес наравне с вами и если посвящать его в курс дела, то он начнет что-то делать самостоятельно.
Сотруднику всё равно на все ваши проблемы. Кассовый разрыв, договоры с поставщиками, отсутствие свободных денег, подвели партнеры, заболели вы сами (мама, дети, кошка). Все равно ! Это ваши проблемы и от того, что вы озвучиваете имеющиеся проблемы в бизнесе и личной жизни, уровень сопереживаемости у них не вырастет. Ни на сантиметр, ни на грамм. Они работают только лишь и ради лишь ДЕНЕГ ! Если есть другая мотивация, то значит это уже потенциальный предприниматель ) Что в принципе тоже неплохо. Но дни его преданности в кам и вашем бизнесу сочтены.
4. Делать их друзьями по работе. Навеки друзьями. Мечтать, что уйдут на пенсию заслуженную с вашей работы и дружба будет длиться триста лет.
Они все уйдут. Все сотрудники. Рано или поздно. Кто-то хорошо, а кто-то плохо. Кого-то метлой гнать придеться. Но уйдут все! Абсолютно все ! Никакой дружбы на работе. Дружба и работа почти антонимы.
А на пенсию с первой и единственной же работы уходят разве что только в Японии (и то, я не верю).
5. Взваливать им помимо должностных обязанностей другие работы (типа сходить по личным делам вашим, помочь по дому, составить компанию куда-либо, заправить машину, закинуть на баланс и так далее) и задачи и надеяться, что ему это нравится.
Еще хуже думать, что раз вы щедро платите, значит можете от него ожидать преданности и лояльности и безропотности. Типичная ошибка многих! На самом деле в такие моменты они вас тихо и молча ненавидят. Как ненавидели рабы своих рабовладельцев! Хотя те к ним могли относиться очень хорошо.
6. Верить, что чем больше будете платить (и щедро), тем старательней будет относится к работе.
Не работает ! Вообще ! Нигде ! И никогда ! Исключения бывают, но это аномальное поведение отдельных личностей.
Практика показывает, что чем выше зарплата, тем меньше он будет стараться. Лучше с повышением зарплаты повышать либо в должности либо расширить обязанности. Но у сотрудника всегда будет ощущение, что ему недоплачивают!
Те, кто доволен своей зарплатой, скорее всего недорабатывают ) (на госслужбе люди умеют имитировать занятость).
7. Верить им на слово.
Тут как раз таится самая страшная ловушка. Все мы люди и мы хотим быть добрыми и справедливыми и склонны верить людям НА СЛОВО.
Нужно не верить, а ВИДЕТЬ. Результаты. В цифрах и числах! Даже усталость можно замерить цифрами. Даже есть прибор, называется усталостеметр (шучу, нет такого прибора).
8. Жалеть, выручать, вникать и внимать им. Одним словом превращаться в терапевта-коуча. Быть для них лидером, наставником, ментором и сияющим солнцем!
Погрязнете вместе же с ними. На работу будете приходитьь не за прибылью, а за решением личным проблем. Одним словом, не старайтесь спасать и вытаскивать из того положения, где они находятся. Вы не спасатель! 101,102 и 103 у нас пока бесплатные номера!
Не можете ? Нанимайте профессиональных спецов и пусть после работы работают с ними. Затраты на услуги вычтети с зарплаты. Предложите, сразу же скажут , все ок, ноу проблем.
9. Быть добродетелем. И создать все на принципах доверия, «экологичности», понимания и других «фэн-шуй» отношениях.
Не скажу, что собственник должен быть циником или как Скрюдж Макдак (из мультика). Но как минимум он должен быть реалистом. Бизнес — это возможность видеть мир глазами реалиста. Диоптрии со знаком «минус» или «плюс» дают искаженную картину.
Так что заниматься благими делами можно тогда, когда денег будет некуда девать. И чем спускать в унитах или казино, можно будет поиграть в хорошего дядю (но в итоге все равно все закончится плачевно).
10. Искать виновных! Самое-самое распространенное заблуждение.
Искать не надо! Виновник всегда только один — это сам же собственник. Именно девять вышеописанных утверждений (если вы в них свято верит), будут побуждать вас искать виноватых среди сотрудников. И скорее всего, вы вынуждены будете закрыть свой бизнес!
95 % что ваш бизнес закроется в ближайшие 3-4 года (такой статисткикой пугают все бизнес-бабайки). И все потому, вы разделяете эти убеждения ))
Друзья, не принимайте сильно всерьез или бликзо к сердцу, пытаюсь вывести для себя определенные правила, принципы. Допускаю, что сама ошибаюсь, порой сильно, я сейчас в стане ищущих и познающих.
Буду рада вашим дополнениям или опровержениям.
Динара Сулейменова
Начинающий предприниматель. Владелица бутиков брендовой детской одежды в Кахастане.