Предприниматель Эрик Сакс (Eric Sachs), основатель и генеральный директор SachsMarketingGroup, написал инструкцию для начинающего стартапера: 10 пунктов, выполнение которых позволит не допустить фатальных ошибок, обходящихся довольно дорого.
1. Нанимайте людей с опытом запуска стартапов.
Очевидно? Да, но многие об этом забывают, окружая себя «отличными ребятами». Правило вдвойне актуально для тех, кто выводит на рынок свой первый товар или услугу. Когда опыт основателя и команды нулевой, ориентироваться сложно, и каждая мелочь грозит стать препятствием на пути к цели. Зачем наступать на все грабли, если можно найти тех, кто поможет их обойти?
Удалось отыскать специалиста, который участвовал в запуске стартапов аналогичного профиля? Это вдвойне ценно, постарайтесь не упустить такого человека.
2. Работайте над собой.
Основатель играет столь же важную роль в успехе стартапа, как родитель в жизни ребенка. Его задача — сформировать эффективную команду, вдохновить людей на работу, а в любой непонятной ситуации оставаться собранным и спокойным. Эмоционально неустойчивый лидер может подорвать атмосферу в коллективе, посеять панику и своими руками разрушить бизнес.
3. Определите метрики.
Не забудьте о показателях, по которым будете оценивать успешность бизнеса. Их наличие подтверждает, что владелец серьезно относится к своему детищу и стремится создавать то, что действительно нужно потребителям. Количество стартапов, вкладывающих тысячи долларов в развитие, не будучи уверенными в том, что на товар есть спрос, пугает — не уподобляйтесь им!
4. Отдавайте предпочтение талантливым сотрудникам.
Когда стартап вырастает в большую компанию, корпоративная культура и инструкции играют большую роль, чем отдельно взятый член команды. Но на ранних стадиях каждый может повлиять на вероятность успеха или провала. Идеально, если человек хорош одновременно в нескольких сферах — узкие специалисты понадобятся вам гораздо позже.
5. Будьте готовы меняться.
Команда, которая способна быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства, позволит вам опередить конкурентов. Давайте говорить открыто — некоторые товары и услуги не продаются. Когда такое происходит, многие компании уходят с рынка, а самые гибкие приспосабливаются и, в конечном итоге, добиваются успеха.
6. Учитесь общаться с коллегами.
Грош цена команде, состоящей из специалистов с огромным опытом запуска стартапов, если они не способны эффективно коммуницировать друг с другом. Никто не работает в вакууме — каждый член коллектива должен уметь не только выполнять свои обязанности, но и поддерживать коллег при необходимости.
7. Помогите команде влюбиться в продукт.
На начальном этапе сотрудники стартапа будут получать меньше, чем могли бы зарабатывать в большой компании, а работать придется более напряженно, в условиях постоянной нестабильности. Именно поэтому ваши люди должны пылать такой же страстью к товару или услуге, как и основатель проекта, только тогда у них не будет соблазна в кризисные моменты все бросить и уйти.
8. Удерживайте фокус.
Те, кому приходилось участвовать в запуске стартапа, подтвердят — это напряженное занятие, которое выматывает. Ни о каком строгом графике работы и полноценных выходных речь обычно не идет. Поэтому вам нужны те, кто может на время мобилизоваться и полноценно отдаться работе, не жалуясь на жизнь.
9. Создайте благоприятную атмосферу.
Речь не о бесплатных печеньках и столе для пинг-понга. Ваша задача — создать пространство, где поощряются творческое мышление и новые идеи. Именно это, а не дорогая кофемашина, поможет привлечь и удержать лучших из лучших.
10. Убедитесь, что сотрудники видят цель.
Что общего у стартапов, которые выживают и добиваются успеха? Наличие единого видения у их основателей и членов команды! Те, кто думает только о ближайшем будущем, могут некоторое время оставаться на плаву, но по-настоящему успешными становятся компании с большими целями.
Екатерина Бакланова
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.