10 рабочих инструментов и 12 книг про Кайдзен

10 рабочих инструментов и 12 книг про Кайдзен

Я уже 7 лет занимаюсь Кайдзен и сделал свой ТОП инструментов. Вот перечень:

  1. Карта потока создания ценности (value stream map)
  2. Защита от ошибок. (Poka-yoke, пока-ёке)
  3. Структурирование функции качества (Quality Function Deployment)
  4. Ноль дефектов (zero defects quality)
  5. Поток единичных изделий (one piece flow, производство в ячейках)
  6. Канбан (kanban)
  7. Борьба с потерями (muda, waste, losses, устранение 8 видов потерь и их производных)
  8. Всеобщий уход за оборудованием (Total productive maintenance)
  9. Общая эффективность оборудования (overall equipment effectiveness)
  10. Быстрая переналадка (single minute exchange of dies)

А теперь про каждый инструмент подробно + книга про него.

1. Карта потока создания ценности (value stream map)

Составление карты всех операций последовательно с указанием всех активностей, не приносящих пользу клиенту с последующим устранением всех операций, не приносящих ценность и расходующих ресурсы.

Пример карты потока создания ценности

Пример карты потока создания ценности

Польза клиенту — полное соответствие товара заявленным требованиям.

Польза производителю/продавцу — не тратятся лишние ресурсы, сокращается себестоимость, улучшается качество товара. Возможность получать большую прибыль при прежней цене.

Подробнее о методе — в книге М. Ротер, М. Шук «Учитесь видеть бизнес-процессы».

2. Защита от ошибок. (Poka-yoke, пока-ёке)

Машина, выполняющая обработку, будет автоматически ее прекращать и сигнализировать о несоответствии, когда датчики зафиксировали это несоответствие. Или изделие будет отбраковываться и удаляться из потока автоматически. Пример из обычной жизни: установка батареек в фотоаппарат или сим-карты в телефон. Вы не сможете установить ее неправильно — крышка устройства не закроется.

Польза клиенту — получение только качественного товара.

Польза производителю/продавцу — отсутствие брака и несоответствий, переделок и расходов на брак, более быстрое производство и низкая себестоимость, высокая репутация у клиента.

Подробнее о методе — в книге «Производство без потерь для рабочих» под ред. В.Болтрукевича, а также в «Рабочей инструкции «Системы защиты от ошибок (Poka Yoke)».


3. Структурирование функции качества (Quality Function Deployment)

Любые постоянно и системно применяемые меры и способы недопущения брака, невозможности его передачи на последующие стадии производства и конечному потребителю.

Клубный телеграм-канал

Польза клиенту — получение товара, максимально соответствующего требованиям и ожиданиям.

Польза производителю/продавцу — не тратятся лишние ресурсы, производится товар, который гарантировано будет продан.

Подробнее о методе — в статье «Развертывание функции качества (QFD): эволюция».


Офицер армии США проверяет качество детали

Офицер армии США проверяет качество детали. Источник: pexels

4. Ноль дефектов (zero defects quality)

Системное сокращение и устранение дефектов на всех этапах жизни товара, поиск и устранение причин возникновения дефектов.

Польза клиенту — получение товара без дефектов, максимально соответствующего его требованиям и ожиданиям.

Польза производителю/продавцу — товар высокого качества, нет переделок и жалоб клиентов.

Подробнее о методе — в книге «Ноль дефектов. Система ZQC» под ред. В. Болтрукевича.


5.Поток единичных изделий (one piece flow, производство в ячейках)

Организация движения непрерывного потока обработки 1 изделия поочередно на каждой стадии. Изделие переходит от стадии к стадии исключая попадания в запасы. Стадии обработки организованы последовательно «против часовой стрелки», максимально близко друг к другу в форме буквы U.

Польза клиенту — максимально быстрое и точное выполнение заказа.

Польза производителю/продавцу — максимально скорая продажа товара, соответствующего заказу.

Подробнее о методе — в книге «Производство в ячейках для рабочих» под ред. В.Болтрукевича.


6.Канбан (kanban)

Сборочный участок, как конечная стадия производства, запускает заказ на узлы и агрегаты на предыдущую стадию, основываясь на недельном плане производства (сборки). В заказе указывается, к какому моменту, сколько, каких узлов и на какие рабочие места для конечной сборки нужно поставить. Это и есть разновидность канбана.

Пример канбан-карты

Пример канбан-карты («Оконный континент»).

Польза клиенту — создается то, что ему нужно, в нужном количестве, к нужному моменту.

Польза производителю/продавцу — не производится продукция на склад, экономятся ресурсы, исключается перепроизводство.

Подробнее о методе — в книге «Канбан для рабочих» под ред. В. Болтрукевича.

7. Борьба с потерями (muda, waste, losses, устранение 8 видов потерь и их производных)

Постоянный поиск и ликвидация любой деятельности, расходующей ресурсы, но не прибавляющей ценности в товар с точки зрения клиента.

Польза клиенту — быстрое получение товара, максимально соответствующего его требованиям по приемлемой цене.

Польза производителю/продавцу — расход минимального количества ресурсов при достижении максимальной удовлетворенности клиента, более высокая прибыль при прежней цене, рост имиджа компании.

Подробнее о методе — в книге Д. Вумек, Д. Джонс «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании».


8. Всеобщий уход за оборудованием (Total productive maintenance)

Системное устранение утечек, поломок оборудования, их причин и организация постоянного качественного обслуживания оборудования.

Подробнее о методе — в книге А. Итикава, И. Такаги и др. «ТРМ в простом и доступном изложении».


Обслуживание холодильной установки

Обслуживание холодильной установки. Источник: pixabay

9. Общая эффективность оборудования (overall equipment effectiveness)

Повышение полезного времени работы оборудования путем снижения уровня простоев, брака и роста времени доступности оборудования.

Подробнее о методе — в книге «Общая эффективность оборудования» под ред. В. Болтрукевича».


10. Быстрая переналадка (single minute exchange of dies)

Сокращение времени простоя оборудования от момента выпуска последней годной детали одного вида до момента выпуска первой годной детали другого вида. Оборудование будет работать большее количество времени.

Подробнее о методе — в книгах: С. Синго «Быстрая переналадка для рабочих» и С. Синго «Быстрая переналадка. Революционная технология оптимизации производства».

Польза клиенту от быстрой переналадки и качественного обслуживания оборудования — более быстрое получение большего объема качественного товара, отвечающего обозначенным требованиям.

Польза производителю/продавцу — большее количество времени работы оборудования, возможность производить больше с тем же количеством оборудования, минимальные уровни простоев и затрат на ремонт.


Другие инструменты бережливого производства, примеры и результаты применения системы — в книге Д. Вумека и Д. Джонса «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании»

Генри Форд

Генри Форд на квадроцикле тех времен. Источник Wikimedia Commons

Пионер автомобилестроения Генри Форд сказал однажды: «Не работодатель платит вам жалование, он только перераспределяет деньги. Зарплату вам платит клиент».

Помните это! Удачи Вам в поиске и удержании Вашего Клиента!

Ниже наша кайдзен-рассылка. В первом письме — кейсы с историями российских компаний, сэкономивших с помощью кайдзен десятки миллионов рублей.

Руководитель проекта Кайдзен В Клуб директоров | kaizen@dirclub.ru | Сайт автора

7 лет опыта внедрения Кайдзен-проектов. Сертифицированный эксперт в области бережливого производства от немецкого института Lean Management Institut. Работал с ООО "ПК НЭВЗ", ООО "Крафт Фудс Рус", ООО "Свеза-Лес", ООО "ТБМ-Юг".

Leave a comment: