Как миллионы людей во всем мире, включая вас, видят культ потребления в 2016 году?
Редакцией КД подготовлен обзор вебинара Дэвида Маттина, главы Trendwathing (компания отслеживает мировые тренды и каждый месяц публикует новые тенденции рынков со всего земного шара).
Подчеркнем, что это именно тренды, тенденции, реальные перспективы, а не мысли или видение какой-то одной организации. В своей речи Дэвид назвал большие бренды «грешниками» и призвал их к «искуплению».
Дэвид предложил слушателям (а на вебинар подписались 1500 человек) задуматься и допустить, что Big Brands (Большие Бренды, ББ) могут стать ответом на вопрос о возможности более стабильного, этического и справедливого будущего для всех нас.
Он назвал этот тренд одним из самых эпохальных и мощных трансформационных трендов в масштабах планеты.
Вот тезисы речи Дэвида.
Необходимость перемен
Нам всем очевидно, что необходим новый стиль потребления. Более этический, здоровый и справедливый для всех. Как же достичь этого?
Первый стереотип, который приходит в голову, — проблема в Больших Брендах. Они загрязняют небо, продают перенасыщенную сахаром еду и напитки, эксплуатируют рабочих в третьем мире и лгут нам, чтобы повысить продажи. Их негласный лозунг: все во имя прибыли. Они причиняют Земле огромный ущерб.
Что получается в результате? Миллионы потребителей чувствуют недоверие и даже отвращение к окружающим нас крупным мультинациональным компаниям.
В противовес ББ выступают стартапы, которые указывают новый путь. Приведу пример: обувной бренд Toms. Или производитель электрических авто Tesla. Эти крупные стартапы в сознании людей уже ассоциируются с этикой и здравым смыслом. Компактные, гибкие, умные и надежные, они думают о том, как свести к минимуму ущерб от их взаимодействия с окружающей средой.
Стартапы указывают путь к новому виду потребления. Что является следствием?
Миллионы людей во всем мире хотят активно сотрудничать с новыми стартапами, декларирующими ценности XXI века: концепции служения и создания лучшего мира.
Идея, что все крупные бренды массово наносят вред социуму и здоровью людей, в то время как все стартапы экологичные и этические — грубое упрощение. Тем не менее нельзя отрицать, что в настоящее время многие бренды приносят больше вреда, чем пользы. Возможно, не все потребители сознательно об этом задумываются, но миллионы людей инстинктивно чувствуют что-то подобное. В конце концов, когда в последний раз вы гордились взаимодействием с ББ?
Когда речь идет о построении лучшего будущего, неверно считать, что бренды являются проблемой, а стартапы — ответом. Да, многие из сегодняшних знаковых стартапов имеют вес. Они с нуля выстроили эффективные бизнес-модели и инфраструктуру.
Но стартапы ограничены в масштабах и ресурсах. Им не хватает размаха, чтобы произвести по-настоящему массовый эффект, глобальные изменения.
Крупные, всемирно известные бренды, в противовес, являются реальной силой.
Давайте попробуем переосмыслить. Что, если Большие Бренды из проблемы превратятся в решение? Что, если такие гиганты, как Coca-Cola, Toyota, McDonald’s, Starbucks станут силой, движущей нас к построению нового мира?
Да, я серьезно! (И я ничего не курил)))
Всемирно известные Большие Бренды — самая мощная сила в мире для изменений к лучшему.
Бренды владеют мощностями и ресурсами. Как насчет того, чтобы использовать их ресурс для перемен, которых хочет общество? Звучит как сумасшедшая идея, но она давно не сумасшедшая. Мы потратили годы, говоря о необходимости изменений. Но на самом ли деле мы уже приблизились к сдвигу, который так нужен?
Пришло время для главного переосмысления. Большие Бренды имеют масштаб, средства, ресурсы и людей. Они в состоянии осуществить массовые изменения. Они могут делать то, что не могут даже национальные правительства. Они в состоянии принять вызов, который никто не готов принять. У них есть потенциал, чтобы стать главной движущей силой добра.
Да, мы пока далеки от этого. И дорога к искуплению трудна. Но пришло время, чтобы начать ставить одну ногу перед другой и двигаться шаг за шагом в сторону…
Дорога к великому искуплению
Крупные бренды погрязли в экологических и социальных пороках. Теперь они должны искупить это, используя свои мощности, ресурсы и знания для решения мировых проблем.
Крупные бренды должны спросить себя: почему они вообще существуют? Можем ли мы как общество, как планета позволить, чтобы эти организации существовали только для зарабатывания денег? Смогут ли они выжить, если единственная цель брендов будет заключаться в этом?
В 2016 году мы уже не можем сказать, что бренды существуют только для извлечения прибыли.
Что, если Coca-Cola стала бы крупнейшей в мире дистрибьютерской сетью, финансируемой за счет продажи прохладительных напитков без сахара? Что, если Toyota стала бы крупнейшей в мире организацией по борьбе с изменениями климата? Что, если бы компания Unilever стала лидером в борьбе за здоровье?
Вы можете сказать, что мы идеалисты и мечтатели…
Держитесь: многие известные мировые бренды более прибыльны, чем когда-либо! Потребителей ничего не волнует: они хотят больше, быстрее, проще и прямо сейчас!
В 1-м квартале 2016 года McDonald’s сообщает об увеличении продаж на 5,7% только благодаря тому, что они сделали доступным в течение всего дня завтрак «McMuffin с яйцом».
Тут вообще не пахнет никаким «искуплением». Но мы и не говорим, что оно уже наступило. Или приблизилось. Мы говорим о том, что курс на искупление есть и станет направлением движения.
Вы спросите: «Ок, и что следует из всего этого? Что я могу сделать?»
Бренд на может начать движение к изменению без распоряжения с самого верха.
Но кто должен зажечь фитиль? — Вы, конечно же!
Искупление известных мировых брендов начнут те, кто работает внутри них. Им понадобятся аргументы и примеры.
Почему искупление?
Движущей силой этого тренда является соединение меняющегося потребительского менталитета с социальным сдвигом, новой экономической реальностью.
Да. Миллионы потребителей радостно жуют McMuffin с яйцом, но в миллионах других растет чувство вины из-за негативных экологических, социальных и медицинских последствий их потребления. И поскольку потребители становятся более образованными и их осознанность растет, вина имеет тенденцию к распространению.
Бренды должны измениться соответствующим образом, либо в ближайшее десятилетие они столкнутся с потребительским отторжением. Для крупных мировых брендов искупление — это не что иное, как модификация их личных интересов в сторону большей осознанности.
8 из 10 человек согласны с тем, что бизнес ответственен за взятие курса на решение социальных проблем. (Edelman Trust Barometr, 2016)
Вкус к радикальным решениям
- Загрязнение атмосферы соединениями угля достигло отметки 400 частиц на миллион в марте 2015 года.
- Германия приняла 1 миллион беженцев из стран Ближнего Востока.
- Националистские партии находятся на подъеме в Европе и Северной Америке.
- Автоматизация угрожает уничтожить рабочие места.
Какое следствие у этих проблем?
У нас появляется вкус к поиску радикальных решений!
В конце концов, кто бы мог даже подумать об «универсальном основном доходе» 5 лет назад?
«Притворяться» стартапом — не работает
Большие Бренды знают, что они проигрывают войну за восприятие нового поколения, потому что его желание — видеть вокруг этичные и прибыльные стартапы.
Но их попытки присыпать волшебной пылью свои бренды, все эти фальшивые дружелюбные аккаунты в Twitter, маленькие демократичные лаборатории и всякие тимбилдинги — ничего не изменят.
Большие Бренды должны конкурировать там, где они могут: масштабами, средствами и потенциальным влиянием.
Искупление — это единственный путь к победе для крупных брендов
Как же крупные бренды могут снова подняться на вершину?
— Не пытаясь маскироваться под стартапы, но за счет использования своих ресурсов — того, чего стартапы не могут достичь.
Вспомним, что некоторые крупные бренды сочетают в себе глобальный охват и огромный человеческий ресурс, и могут сделать то, что даже правительства не могут. Направление своих ресурсов в этичное русло — это единственный выход для Больших Брендов в конкуренции с высокотехнологичными стартапами.
Как выглядит великое
искупление Больших Брендов?
Ни один бренд еще не достиг полного искупления. Но мы выбрали несколько, которые сделали определенный прогресс на пути к нему.
Все начинается с малого
Телеком
В марте 2016 года малайзийская компания Maxis установила специальную сеть SOS в подверженных наводнениям районах страны. (В декабре 2014 года наводнения в Малайзии лишили крова 200 000 человек).
Кроссовки
В июне 2016 года Adidas и экологическая благотворительная организация Parley выпустила первую партию кроссовок, изготовленных частично из пластика, полученного от переработки браконьерских глубоководных рыболовных сетей.
Фастфуд
В ноябре 2015 года бразильской сетью ресторанов быстрого питания Habib’s запущена кампания #todomundoseajudando («каждый помогает»), чтобы помочь безработным в Бразилии. Бренд пригласил безработных людей и загрузил на свой сайт видео о них, чтобы помочь в поиске работы.
Авиаперевозчик
В этом году голландская авиакомпания Transavia предложила дисконтные авиабилеты для добровольцев, оказывающих помощь беженцам на острове Лесбос.
Нефтяная компания
Нефтяники традиционно считаются самыми большими «грешниками» среди брендов. Тем не менее в декабре 2015 года в Лагосе (Нигерия) Shell открыла футбольный стадион полностью на солнечной энергии.
Большие шаги Больших Брендов
Большая проблема
Никотин по прежнему является самой частой предотвратимой причиной смерти в США: около 480 000 смертей в год (согласно Центру контроля и профилактик заболеваний).
Инновация
Бренд CVS Health (9600 аптек по всей территории США) берет на себя обязательство «добиться первого в истории США безникотинового поколения».
В октябре 2014 года бренд отказался от продаж табакосодержащих продуктов в своих магазинах, лишив себя 2 млрд долларов годового дохода.
В марте 2016 года бренд анонсировал программу #BeTheFirst: пятилетний план развития программы по отказу от курения целым поколением.
Бренд инвестировал 50 млн долларов и работает в партнерстве с ведущими антитабачными молодежными организациями. Цель: снижение числа молодых курильщиков на 10%.
Большая проблема
Около 1,25 млн человек в год умирают в результате дорожно-транспортных происшествий (согласно Всемирной организации здравоохранения).
Инновация
Шведский автопроизводитель Volvo уже давно сфокусирован на безопасности. Теперь бренд работает над достижением амбициозной цели: никто не должен погибнуть или быть серьезно раненым в новом Volvo, начиная с 2020 года.
В марте 2015 года компанией был запущен сервис Connected, который позволяет водителям обмениваться данными о безопасности на дороге (обледенениях, случаях экстренного торможения) через облачный сервис в режиме реального времени.
Также в 2017 году начнутся испытания автономных автомобилей (автопилот). Долгосрочное видение Volvo заключается в том, чтобы создать транспорт, в котором «почти невозможно врезаться».
Большая проблема
Ежегодно от диареи погибают около 800 000 детей в возрасте до пяти лет (согласно Всемирной организации здравоохранения).
Инновация
Компания Unilever, бренд с доходом 53 млрд евро в год (напитки, товары для дома, средства личной гигиены), с 2010 года взяла на себя обязательство по решению одной из наиболее острых проблем со здоровьем в мире — детской смертности от диареи и других инфекционных заболеваний (в основном, в развивающихся странах).
Своей программой они надеются охватить 1 миллиард детей в Азии, Южной Америке и Африке. «Я хочу капитализма с человеческим лицом. Почему бы и нет?» — заявил Пол Польман, директор Unilever.
Большая проблема
В городах по всей территории США многие районы оказались выкинуты из экономической жизни и превращаются в трущобы.
Инновация
JPMorgan Chase, банковский гигант США, запустил в апреле 2016 года пятилетний план по восстановлению заброшенных районов по всей территории страны. Бюджет: 125 млн долларов.
Программа включает в себя развитие коммунальных услуг, доступное жилье и создание рабочих мест.
Да, это все капля в море.
Но что, если эти бренды действительно поставят перед собой амбициозную цель и каждый из них решит хотя бы одну большую проблему?
Тенденция к искуплению сохранится и эволюционирует
Этот эпохальный тренд так просто не исчезнет с небосклона. Тенденция берет свое начало в сдвиге к более этическим и здоровым режимам потребления, которые мы отслеживали в течение многих лет.
Искупление Больших Брендов — действительно новое направление движения в рамках мега-тенденции, которую мы называем лучший бизнес.
Что дальше?
Не думайте, что речь идет об очередной распилочной CSR инициативе (примечание КД: CSR — корпоративная социальная ответственность). Речь идет о новой модели бизнеса больших брендов, какой она должна быть. Начните со своего бренда и думайте масштабно!
Остерегайтесь ложных «искуплений». Многие увидят в тенденции шанс произвести маскировку своих проектов для получения коммерческой выгоды и завоевания новых рынков. Это человеческая природа.
Этот тренд о том, что всемирно известные бренды становятся флагманами на пути изменения мира к лучшему. Почему бы и нам не присоединиться?
В конце концов, Intel потратил 300 миллионов долларов, чтобы сделать более разнообразным состав своих работников (который был слишком «белым и мужским»).
С ростом арендной платы и по всей Великобритании, Starbucks недавно начал свою инициативу Sweet Home Loan, предлагая сотрудникам доступ к беспроцентным кредитам для оплаты первого взноса на жилье.
Присоединитесь вместе со своим брендом, вы на правой стороне истории!
Уважаемые коллеги, читатели Клуба Директоров, что вы думаете о речи Дэвида Маттина? Логично? Ожидаемо? Амбициозно? Утопия? Докатится до нас? Взлетит/не взлетит? Знаете ли вы примеры российских брендов, которые проявили подобную инициативу?
Пишу и перевожу тексты о бизнесе.