Уверены, что умеете правильно слушать других? – Клуб директоров

Уверены, что умеете правильно слушать других?

Уверены, что умеете правильно слушать других

Скорее всего, вы относите себя к хорошим слушателям. Большинство людей считает, что в разговоре нужно вести себя так:

  • Не перебивать собеседника.
  • Периодически демонстрировать интерес с помощью мимики, жестов и звуков («ммм», «хм» и других).
  • Быть готовым повторить всё сказанное практически дословно.

Во многих книгах можно встретить аналогичные советы: молчать и кивать, а затем сказать что-то вроде: «Позвольте убедиться, что я понял вас верно. Вы утверждаете, что…». Но исследователи Джек Зенгер и Джозеф Фолкман в своей статье для журнала «Harvard Business Review» утверждают, что лучшие слушатели ведут себя иначе.

Понаблюдав за 3492 участниками программы по подготовке тренеров, и проанализировав впечатление, которое они произвели на опрошенных, учёные пришли к интересным выводам:

Уметь слушать — не значит молчать, когда другие говорят. Оказалось, что люди более расположены к тем, кто задаёт вопросы. Это показывает вовлеченность в обсуждение — оппонент не только услышал спикера, но и достаточно вник в тему, чтобы захотеть получить дополнительную информацию.

Уверены, что умеете правильно слушать других

Уметь слушать — значит стремиться к сотрудничеству. Если слушатель пассивен или настроен критично, конструктивного диалога, описанного в первом пункте, не выйдет. Он либо проигнорирует спикера, либо будет искать возможность указать ему на ошибку. Создав доброжелательную атмосферу и настроившись на диалог, любые разногласия можно обсуждать открыто.

Уметь слушать — значит не бояться вносить рациональные предложения. Если предыдущие условия выполнены, это воспринимается, как нечто естественное. А вот тот, кто сидел молча, а затем ринулся давать советы, доверия обычно не вызывает.

Распространено мнение, что слушатель — это губка, впитывающая информацию. Зенгер и Фолкман склонны считать его трамплином, дающим спикеру дополнительную энергию.

Продуктивное слушание. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Создайте безопасную среду, в которой могут обсуждаться сложные, комплексные и эмоциональные проблемы.

Шаг 2. Исключите отвлекающие факторы (мобильные телефоны, ноутбуки и т.п.), сфокусируйте внимание на собеседнике и установите с ним зрительный контакт. Это благотворно влияет не только на спикера, но и на слушателя, т.к. меняется его внутреннее ощущение и появляется понимание важности процесса.

Уверены, что умеете правильно слушать других

Шаг 3. Вникните в суть вопроса. Уточните всё, что не до конца понятно.

Клубный телеграм-канал

Шаг 4. Сосредоточьтесь на невербальных сигналах, которые подаёт оппонент (жесты, поза, частота дыхания, выражение лица). По статистике, таким путём мы получаем 80% информации в процессе общения с другими людьми.

Шаг 5. Поймите и примите чувства и эмоции, которые испытывает собеседник. Важно позволить себе сопереживать другому и не допускать осуждения.

Шаг 6. Ещё раз задайте вопросы, чтобы уточнить, всё ли вы поняли верно. Выскажите свои идеи и предположения, которые могут быть полезны собеседнику.

Все шаги связаны и базируются друг на друге. Если на каком-то этапе вы чувствуете напряжённость, вероятно, на предыдущих не были выполнены все условия (например, устранение отвлекающих факторов или сопереживание). Нужно сделать шаг назад и исправить это.

Уверены, что умеете правильно слушать других

Совершенствуйте свои навыки правильного слушания — это позволит помочь другим (коллегам, сотрудникам, родным) добиваться поставленных целей.

Екатерина Бакланова

Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.

Leave a comment: