Сплетник. Провокатор. Бездельник. У тех, кого называют токсичными сотрудниками или сотрудниками-вредителями, есть много обличий. Но все они влияют на команду одинаково — отвлекают коллег от работы, морально истощают коллектив и даже могут разрушить его, если задержатся надолго.
У руководителя, обнаружившего такого персонажа, есть два варианта: уволить его или попытаться исправить. Выбор зависит от того, как этот человек справляется с задачами, насколько критичны его проступки и готов ли он меняться. Указать на дверь и не тратить больше время проще, но лишь на первый взгляд. В таком случае придется оперативно искать замену, обучать новичка и дополнительно нагрузить кого-то из подчиненных, пока он не начнет работать в полную силу. Еще один плюс перевоспитания проблемных сотрудников — изменившись, они могут вдохновить коллег на работу над собой.
Готовы дать подчиненным второй шанс? Придется найти к каждому индивидуальный подход. Вот классификация проблемных работников и рекомендации по их реабилитации от компании GetVoIP.
Нарушители порядка
Некомпетентные, эксцентричные и ненадежные, они способны снизить продуктивность всей команды. Выполнить свои задачи самостоятельно такие сотрудники не могут, постоянно ищут, на кого бы их взвалить, отвлекают остальных от работы и затягивают сроки сдачи проекта.
Учиться и расти в профессиональном плане они в большинстве случаев не готовы. Но и терять место не хотят, поэтому умеют убедительно изображать бурную деятельность.
Худшие черты представителей этого типа:
- выученная беспомощность;
- неорганизованность;
- склонность к обману;
- пассивность;
- сопротивление изменениям.
Инструменты работы с ними:
- дополнительное обучение;составление плана изменений и контроль его соблюдения;
- периодическая проверка знаний;
- поддержка со стороны коллег и руководства;
- в сложных случаях — предложение пройти обследование с целью выявления СДВ (синдрома дефицита внимания) и других связанных проблем.
Невежество — это блаженство
Самые счастливые сотрудники компании — это худшие работники. В ходе одного из исследований, проведенных в США, были получены интересные результаты. В 42% изученных компаний самый высокий уровень удовлетворенности работой показали как раз те, кто занимал последние строчки в рейтингах сотрудников. Эти же люди намного чаще, чем их «звездные» коллеги, называли свою компанию лучшим местом работы.
Прокрастинаторы
Их основное занятие — придумать, как бы еще уклониться от выполнения своих обязанностей. В отличие от представителей первого типа, они легко могут выполнить работу сами, но предпочитают этого не делать. Прокрастинаторы легко тратят чужое время и постепенно переманивают на свою сторону коллег («а чего это ему можно бездельничать, а мне нет?»).
Худшие черты представителей этого типа:
- низкая мотивация;
- игнорирование сроков;
- проблемы с хронометражем;
- любовь к бесцельному времяпрепровождению в Сети;
- склонность к прогулам.
Инструменты работы с ними:
- выявить скрытые потребности;
- четко проговаривать ожидаемый результат выполнения задачи;
- контролировать сроки сдачи проектов;
- проводить внеплановые проверки;
- публично признавать успехи и вознаграждать за них.
Высокая цена низкой продуктивности
Сложно оценить, во сколько обходится компаниям безделье сотрудников, но исследователи не оставляют попыток это сделать.
- 1.5 миллиарда долларов — игра в Angry birds.
- 28 миллиардов долларов — Фейсбук.
- 17.8 миллиардов долларов — компьютерные игры.
- 134 миллиарда долларов — другие онлайн-активности.
Столько теряют ежегодно американские компании из-за того, что их сотрудники занимаются посторонними делами в рабочее время.
Мученики
Полная противоположность прокрастинаторов. На первый взгляд кажутся мечтой любого руководителя, но постоянно создают проблемы себе и окружающим. Много работают (это плюс) и всегда рады рассказать о том, на какие жертвы идут ради общего дела (это минус). Вносят дисбаланс в коллектив и рискуют в скором времени выгореть.
Худшие черты представителей этого типа:
- не умеют здраво оценивать свои возможности, поэтому часто страдают от перегрузок на работе;
- любят жаловаться;
- приходят в офис во время болезни и заражают других;
- подрывают командный дух;
- склонны к профессиональному выгоранию.
Инструменты работы с ними:
- обучать тому, как правильно делегировать полномочия;
- способствовать совместной работе, а не конкуренции;
- поощрять неформальные мероприятия, сближающие членов команды;
- применять методики стрессового менеджмента;
- ставить командный результат выше индивидуального.
Три типа выгорания
1. Выгорание из-за перегрузки. Сотрудник работает на износ.
Реакция: эмоциональное вентилирование. Жалуясь боссу или обсуждая проблему с коллегой, человек пытается улучшить свое состояние.
2. Выгорание из-за скуки. Сотрудник жертвует личным развитием в пользу рутинных задач, не приносящих ему удовлетворения.
Реакция: избегание. Попытки уйти от выполнения работы, которая не вызывает интереса.
3. Выгорание из-за усталости. Сотрудник испытывает стресс вследствие завышенных требований к своей работе.
Реакция: коллапс. Человек сдается и перестает стремиться к победе.
Общительные
Веселые, умеющие расположить к себе кого угодно, они рассматривают свою работу, как дружескую вечеринку. Непринужденное общение и обсуждение свежих сплетен всегда имеют самый высокий приоритет среди их задач. Рабочее время тратится на разговоры и кофе-брейки, сроки «горят» и такие люди начинают слишком дорого обходиться компании.
Худшие черты представителей этого типа:
- отвлекающее влияние на окружающих;
- рассеянное внимание, неумение концентрироваться;
- незрелое отношение к работе;
- непрофессионализм;
- склонность драматизировать события.
Инструменты работы с ними:
- обеспечить постоянную загрузку;
- выделить сотрудникам время на общение и корпоративные мероприятия, поощрять посиделки в свободное время;
- предельно четко описать, какое поведение считается недопустимым;
- использовать их коммуникативные навыки на благо компании;
- направить энергию в нужное русло.
Чем полезны сплетни?
Принято считать сплетни абсолютным злом, но так ли это? 65% всех разговоров, которые ведут люди на планете Земля, можно так или иначе отнести к сплетням. Вдумайтесь в эту цифру! Если это явление нельзя искоренить, стоит извлечь из него пользу. Согласны?
Прислушиваясь к кулуарным разговорам, руководитель может узнать много интересного. К примеру, получить информацию о нарушениях, услышать, что на самом деле думают подчиненные о его отношениях с новой секретаршей или понять, почему люди саботируют внедрение новой системы управления проектами.
Социопаты
Считается, что лишь 4% людей в мире являются таковыми на самом деле. Но сотрудник с социопатическими наклонностями может деструктивно повлиять на команду и внести в нее разлад.
Такие работники отравляют атмосферу в коллективе и делают ее враждебной, подают пример аморального поведения. Если социопат по несчастливой случайности оказался менеджером по работе с клиентами, он может в два счета испортить репутацию компании.
Худшие черты представителей этого типа:
- вызывающее поведение;
- наплевательское отношение к правилам;
- несоблюдение субординации;
- нежелание находить общий язык с коллегами;
- склонность к манипуляциям и саботажу.
Инструменты работы с ними:
- создать безопасную рабочую среду, атмосферу поддержки;
- воспринимать жалобы сотрудников всерьез;
- пресекать любые попытки травли коллег;
- доверять своим ощущениям;
- задокументировать правила поведения и ознакомить с ними всех сотрудников.
Травля на рабочем месте в цифрах
В 2014 году исследователи опросили сотрудников нескольких американских компаний и получили такие результаты:
- 96% ответили, что хотя бы раз за свою карьеру были свидетелями или жертвами травли;
- В 80% случаев в конфликтную ситуацию было вовлечено 5 и более человек;
- В 62% случаев страдал рабочий процесс либо под угрозой оказывалась репутация фирмы;
- В 52% случаев имели место запугивание, угрозы или шантаж.
Подведем итоги
Вычислить токсичного сотрудника любого типа и помочь ему измениться — задача непростая. Важно в письменном виде зафиксировать приемлемые для вас, как руководителя, правила поведения в коллективе, ознакомить с ними всех подчиненных и контролировать выполнение.
Вторая по номеру, но не по значимости, задача — создать атмосферу взаимного доверия. Люди должны знать, что могут обратиться к руководителю или HR-менеджеру со своей проблемой, и быть услышанными. В общем, доверяйте себе, документируйте все и будьте готовы избавиться от токсичного члена команды, если других вариантов не останется.
Екатерина Бакланова
Копирайтер. Подбираю интересный и полезный контент для читателей Клуба Директоров.