Разбор 7 франшиз из рейтинга РБК от практика франчайзи – Клуб директоров

Разбор 7 франшиз из рейтинга РБК от практика франчайзи

Так как рынок франчайзинга у нас чёрный, то в списке нет компаний, которые продают своё предложение по бизнесу без регистрации в Роспатенте. А их очень много (Около 1470 продавцов франшиз). Поэтому этот рейтинг- условный и не отражает реальное положение дел.

Однако в списке франшиз РБК бизнесы, многие из которых играют «в долгую», регистрируют бренды (которые зачастую ничего не дают-об этом дальше), оформляют всё по правилам и не первый год ведут свою деятельность.

Сам рейтинг можно изучить по ссылке «Рейтинг РБК: ТОП-50 самых востребованных франшиз в 2017 году»

Оценка и критика 7 популярных франшиз

    1. Несомненный лидер любого списка и самая успешная в этом смысле компания в РФ — компания 1С.
      Более 8 000 проданных франшиз. Это одновременно и хорошо и плохо. Хорошо что система проверена и показала свою работоспособность. Плохо что вы конкурируете между собой с действующими франчайзи на одном рынке. Шанс разбогатеть при такой внутренней конкуренции не очень высок.
    2. ДоДо пицца.
      С большим уважением отношусь к Фёдору Овчинникову, отлично знаю высокие успехи франчайзи в моём городе- Самара. В целом в этом бизнесе хороший продукт сочетается с ярким маркетингом, ноу-хау и инновационным подходом. Поэтому сам бы стал франчайзи, если бы мой город был свободен. А так- радуюсь в стороне :)
    3. Гемотест, Инвитро, Хеликс и т.д.
      Конкуренция на рынке лабораторных анализов усиливается. Лояльность клиентов низкая. Окупаемость в текущих условиях от 24 месяцев, а вложения от 1.5 млн. Лично у меня интереса не вызывает никакого.
    4. Бегемот, Бэби Клуб. 
      Детская тематика остаётся в тренде. Как магазин (с большими инвестициями и долгой окупаемостью), так и детский клуб (с аналогичными характеристиками) имеют уже более двух сотен открытых точек. Конкуренция в сегменте начального и доп. образования для детей также усиливается, появляется всё больше предложений. Соответственно рентабельность падает.
      Для меня данные франшизы и тематика в целом интереса не представляет, однако вполне подходит женскому полу (большинство франчайзи именно женщины).
    5. ВилГуд. 
      В статье про эту франшизу автосервисов указывается что хорошо организованный автосервис может работать с рентабельностью до 15%. Учитывая что большинство частных автосервисов держаться на конкретных мастерах и закрываются когда эти мастера уходят- тут явно присутствует иной подход. В целом бизнес интересный, «вечный», основатели открытые, показатели реалистичные. Одновременно с этим из минусов можно отметить высокие вложения, долгая окупаемость, 10% отчисления за доп. услуги и 3.5% роялти от выручки- с оборота, а также платное предоставление многочисленных услуг от головной компании. Однако моё общение с ними закончилось на вопросе: «А как Вы будете помогать мне искать и проверять мастеров на квалифицированность, ведь все работы в автосервисе выполняет человек, а не робот и это деятельность требует высокой компетентности мастера ?». Ответа я никакого не получил и, по сути, никак не помогают. И это один из главных минусов этой франшизы.
    6. Суши Шоп, Баскин Робинс, 33 пингвина, Пицца Шоп, Subway, Синнабон.
      Франшизы из сферы общепита, которые не имеют почти никаких конкурентных преимуществ перед аналогичными предложениями, которые способны открыться рядом и работать под другой вывеской. (По задумке суть бренда в том, что под его маркой продукт продаётся намного лучше, чем под какой-либо другой. Н-р бургеры из Макдональдс покупают намного чаще, чем из других «бургерных»). В этих франчайзинговых предложениях я не вижу какого-то сильного преимущества перед аналогичными. Это же подтверждает 17% закрытых точек от общего количества в «Суши Шоп». (17%, Карл!).
    7. Точка красоты, 4hands, Пальчики. 
      На красоту девушки точно не перестанут тратиться, особенно в России, поэтому есть все шансы успешно развивать бизнес в этой сфере, осталось только определиться с форматом.

Однако, как и в остальных вышеприведённых примерах мало у кого есть какие-то яркие, отличительные черты и бренд. Поэтому при жёсткой конкуренции и примерно одинаковом продукте рентабельность стремится к отметке ниже 10%.

Когда я изучал одно из предложений (хотел открыть маникюрный салон), то, во-первых чувствовал себя намного более женственней :)), а во вторых после общения с десятком франчайзи стало понятно что никто из них не выбирается за пределы 80 000 рублей прибыли. С учётом того что затраты были не менее 500 000 рублей.

Соответственно лично для меня интерес не представляют.

Отмечу, что исходя из моего опыта работы по десятку франшиз я крайне избирательно отношусь к выбору новых направлений. И в моём представлении действительно стоящая франшиза должна отвечать нескольким критериям.

4 критерия стоящей франшизы

  1. Иметь массовый продукт\услугу с маржинальностью бизнеса от 20%.
  2. Иметь яркий, отличительный бренд и маркетинг.
  3. Иметь возможность неограниченного масштабирования, при одновременном сдерживании франчаёзером каннибализма среди франчайзи.
  4. Иметь во главе этичного, компетентного и дальновидного основателя.

В данном рейтинге франшиза под эти критерии только одна- это «ДоДо пицца». Остальные по одному или нескольким критериям не подходят, следовательно и интереса для меня не представляют.

Также важным фактором этого рейтинга является то, что он сильно обновляется каждый год и поэтому слишком серьёзно воспринимать его не стоит. Т.е. всего лишь несколько компаний удерживают динамику роста одновременно с низким уровнем закрытия старых франчайзи. А это дорогого стоит. Ведь, по сути, открыть бизнес просто- сложно не дать ему закрыться (как гласит древняя мудрость).

Если есть опыт работы по франшизам или хотели бы открыть своё дело по данной модели, то подписывайтесь на Telegram-канал

Ведущий телеграмм-канала В

Я слишком умный, чтобы работать на кого-то и слишком тупой, чтобы сделать что-то своё. Рассказываю про свой опыт работы по франчайзингу, разбираю франшизы.

Авторизоваться для комментирования:

Leave a comment: