Беспилотные автомобили реально работают? — Клуб директоров

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

Будущее наступает неотвратимо. Нейронные сети стали использоваться в мобильных играх, пациентам в клиниках меняют слабые кости на титановые, чтобы продлить срок их жизни, медики выписывают менеджерам ноотропы последнего поколения для того, чтобы они могли работать больше. Технологии, которые мы всего несколько десятилетий назад даже не могли вообразить, уже доступны широкой публике.

Что же тогда уже изобретено в секретных исследовательских лабораториях? Мы живем в самое интересное время. Еще никогда мир не развивался так быстро. 14 сентября на улицы Питтсбурга выехал беспилотный автомобиль Uber. Добро пожаловать в будущее.

За час до рассвета 14 сентября Uber дал зеленый свет проекту, про который много говорили, но до сих пор не видели.

Некоторым из самых частых пользователей Uber на электронную почту отправил приглашения испытать новые беспилотники, которыми в будущем планируют заменить водителей-людей. Это первый раз, когда публике так явно предлагают попробовать технобудущее на вкус…

Эти автомобили реально работают? Судя по демонстрации на этой неделе — ответ однозначен: «Да». По крайней мере, в идеальных условиях.

В каком-то смысле беспилотник Uber даже лучше подобного от Google. Испытав оба, я могу сказать, что Uber лучше разгоняется и тормозит, практически как если бы вел человек.

Читайте также:
5 новаторских и прибыльных ниш в агропромышленном секторе

Пока это только испытания, и пользователи беспилотников — «лабораторные мыши». Тем не менее, когда Uber пригласил меня испытать беспилотник в начале этой недели, поездка оказалась довольно обычной и местами даже скучной.

Мы проехали по Питтсбургу, пересекли два моста, проехали по шоссе с интенсивным движением, по улицам с медленным, пересекли железнодорожные пути. На переднем сидении находились сотрудники Uber, они подстраховывали робота и тестировали произведение своих инженеров.

Uber не сказал, сколько приглашений роздано. Uber будет предлагать своим наиболее активным пользователям такую поездку как опцию, от которой можно отказаться. Пока эти поездки бесплатные. Те, кто согласится присоединиться к испытаниям, получат обновление для приложения Uber, что позволит им вызвать беспилотник через UberX.

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

После того, как пассажир садится в автомобиль, на планшете он видит данные о поездке. Когда начинается движение, планшет переключается на отображение информации, такой как скорость транспортного средства, маршрут, показатели датчиков — что они видят вокруг. В качестве прикола пассажиры могут нажать кнопку, чтобы сделать селфи :-)

В салоне автомобиля серия светящихся значков на приборной панели показывает, в каком режиме находится авто. Синий круг означает, что автомобиль находился на ручном управлении. Один зеленый огонек с галочкой означает, что автомобиль готов двигаться в автономном режиме. Когда горит зеленый и белый — авто движется без управления человека.

Читайте также:
Плач по «запрещенке», или Есть ли будущее у российской агропромышленности?

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

Чтобы войти в автономный режим, водитель за рулем нажимает на маленькую серебристую кнопку на консоли рядом с ручным тормозом. С этого момента машина едет самостоятельно: она сама снижает скорость и останавливается перед знаками «Стоп», затем она мягко набирает скорость. Она ехала за другими машинами, соблюдая приличную дистанцию, и всегда соблюдала скоростные ограничения, которые даже человек иногда бессознательно (или сознательно) немного нарушает.

В какой-то момент машина приблизилась к пешеходам, переходящим улицу. На секунду показалось, что она в них врежется, но страхующий водитель сам приостановил автомобиль до того, как сработал автоматический тормоз. Водитель проконтролировал езду еще в нескольких случаях — например, при повороте налево на перекрестке и при въезде на мост на развязке. Менеджеры Uber потом сказали мне, что компания не будет гнать лошадей и будет относиться достаточно спокойно, выпуская на маршрут беспилотники, по крайней мере в первое время. По мере того как пользователи будут привыкать к технологии, Uber, возможно, расслабится и даст компьютеру большую свободу действий.

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

Несколько раз компьютер автоматически передавал управление водителю — например, когда посчитал встречный грузовик непреодолимым препятствием. Машина не слишком-то очевидно уведомила водителя о передаче управления, она лишь тихо просигналила и переключила лампочки-индикаторы — а значит, водителю очень важно всегда оставаться в состоянии боевой готовности. На протяжении всей поездки страхующий водитель держал руки на руле. Теоретически любое действие водителя выведет машину из автоматического режима, достаточно лишь нажать на любую педаль или повернуть руль больше, чем на 17°. Если же этого будет недостаточно, на консоли есть большая красная кнопка, которая также выключает автономный режим. Это все равно, что выключить круиз-контроль: машина по-прежнему едет, но теперь ею управляет водитель.

Читайте также:
Плач по «запрещенке», или Есть ли будущее у российской агропромышленности?

Uber разрабатывает несколько беспилотных моделей. Один из них — седан Ford Fusion, он был модифицирован под беспилотник с применением бывших в употреблении деталей, чем и объясняется массивная камера на крыше. Еще одна машина — Volvo SUV. Прямое сотрудничество Uber с этим концерном означает, что на Volvo будет установлен более тонкий и изящный сенсор, похожий на этот:

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

Руководство Uber в этот понедельник поделилось информацией о том, что также ведутся работы над третьей моделью автономного автомобиля, но показать его компания пока не готова.

«Эта машина для нас — стационарный компьютер, — говорит Эрик Мейхофер, главный инженер Uber в Питтсбурге, показывая на Ford. — А это, — он повернулся к Volvo, — ноутбук. Когда вы заглянете к нам в следующий раз, мы покажем вам смартфон».

После поездки на пассажирском сиденье настало время сесть за руль. Я отстегнул толстый ремень со встроенной подушкой безопасности и поменялся местами со страхующим водителем.

Настоящим пассажирам этого делать не придется, однако мне эксперимент поможет пролить свет на роль водителя и понять, каково выполнять такую работу.

Каждый водитель как минимум две недели тренируется, выполняя примерно такие же задания, как при сдаче экзаменов на получение прав — поездки по различным районам и типам дорог в разное время суток. На должность водителя автономной машины компания нанимает как минимум одного из уже работающих на Uber водителей; я поговорил еще с одним кандидатом, он сказал, что его пригласили поработать, но он еще не решил, хочет ли он пробовать себя в этом деле.

Читайте также:
5 новаторских и прибыльных ниш в агропромышленном секторе

Несмотря на то, что я держал руки на руле, было очевидно, что машина сама контролирует маршрут. Каждый Ford будет оснащен семью лазерными сенсорами, радаром с обзором на 360° и 20-ю оптическими камерами, смотрящими во все направления. Вы можете увидеть камеры даже на нижней части зеркал бокового вида. Все это оборудование помогает машине создавать трехмерную карту, каждую секунду получая более 1,4 миллиона координат.

Поездка на беспилотнике и захватывающа, и скучна

Эта карта в режиме реального времени постоянно сравнивается с картой, загруженной в память машины. Uber дважды в день собирает у машин новые данные и каждую неделю загружает в них обновленные карты. Карты хранятся не только в машинах, но и в облаке, к которому машины могут получить доступ через беспроводное соединение Wi-Fi или 4G LTE. (В этом значительное отличие машин Uber от автомобилей Google, которые не были подключены к интернету из-за боязни хакерских атак.)

Для навигации автономные машины Uber используют свою собственную систему, а не Google Maps или прочие сторонние карты, которые пассажиры Uber привыкли видеть во время поездок. Чтобы устранить неточности GPS-навигации, которые сейчас так часто раздражают пассажиров и водителей, на Ford Fusion было установлено дополнительное оборудование компании Garmin, специализирующейся на GPS-технологиях. Мне сказали, что благодаря ему интерфейс GPS будет работать лучше, чем в смартфонах, но у компании нет информации о том, насколько лучше.

Читайте также:
Плач по «запрещенке», или Есть ли будущее у российской агропромышленности?

Uber еще предстоит проверить работу автономных автомобилей в условиях гололеда, когда люди с еще большей опаской будут доверять управление (или его видимость) компьютеру. Однако в данный момент технология выглядит довольно надежной. Охотники до всего нового, готовьтесь удивиться — и в то же время заскучать.

Саша Иванова

Пишу и перевожу тексты о бизнесе.