Ваш бизнес скоро умрет! Эти 4 вещи его спасут!

Ваш бизнес скоро умрет! Эти 4 вещи его спасут!

Любой бизнесмен хочет, чтобы его бизнес жил долго и приносил как можно больше прибыли.
Существует 4 обязательных вещи, без которых бизнес не будет жить долго и счастливо. Это:

  • видение,
  • миссия,
  • ценности,
  • цели.

Видение

Чтобы человеку найти ориентиры в незнакомой местности и не заблудиться, необходимо использовать навигатор, компас или карту. Не взял — заблудился.

путь по карте

Определение пути по карте. Источник dover.af.mil

Вот так и с бизнесом.

  1. Определите общие ориентиры, замысел, состояние, к которому вы хотите привести свой бизнес через 5-10 лет. Это и есть вИдение. То, каким ваш бизнес видится вам спустя десятилетие. Сейчас вы еще не знаете, как этого достичь и вас пугает мысль об этом. Таким и должно быть видение.
  2. Формулируйте его так, будто вы его уже достигли. Например, через 5 лет «мы доставляем пиццу горячей и свежей в любой район Москвы в течение 40 мин. с момента заказа по минимально возможной цене с приемлемой для себя прибылью». И тому подобное.
  3. Сформулируйте амбициозное, внятное, измеримое, но, трудновыполнимое видение. Иначе, это будет просто план производства или продаж.
  4. Не пишите «мы работаем для клиента», «у нас качество на первом месте», «мы делаем все для наших сотрудников». Это есть у всех и у каждого. Это — ни о чем.
  5. Опишите то, чего хочет добиться именно ваш УНИКАЛЬНЫЙ бизнес. Каким будет именно ЭТОТ бизнес, а не какой-то другой. Это главная долгосрочная цель, а не набор умных, высокопарных слов.

Теперь ясно, куда ваш бизнес будет двигаться. А как он туда попадет? С помощью чего?

Миссия

Понять, какие действия нужно совершать, чтобы достичь видения, вам поможет миссия бизнеса. Если видение это компас, то миссия это карта местности. Если видение указывает то, куда нужно прийти, то миссия показывает, с помощью чего вы туда придете.

  1. Опишите смысл существования вашего бизнеса двумя-тремя предложениями. Это и будет миссия.
  2. Укажите в них ваше отношение к поставщикам, клиентам, конкурентам, государству.
  3. Расскажите в миссии о том, как вы относитесь к своим сотрудникам, что в них цените и будете развивать, а что для вашего бизнеса неприемлемо.
  4. Кратко укажите, какими методами вы будете достигать видения.

В общем, дайте понять миру, чего ему стоит ожидать от вас, а чего вы ему никогда не дадите.

Это придаст предсказуемости и стабильности вашему бизнесу и всем, кто с ним взаимодействует.

А какими принципами в работе будет руководствоваться ваш бизнес? На что бизнес будет ориентироваться, выполняя миссию и достигая видения? За это отвечают ценности компании.

Ценности

Они являются моральным ориентиром ежедневной деятельности. Указывают на то, какой является компания и ее сотрудники, какими моральными принципами руководствуется ежедневно каждый работник компании по отношению ко всему, что окружает.

Ценности говорят о том, что и как работник сделает непременно, а чего не произойдет никогда.

Например:

Клубный телеграм-канал
  • мы применяем высочайшие стандарты качества к покупке, обжариванию и доставке нашего кофе (Starbucks),
  • мы провоцируем перемены и управляем ими (Zappos),
  • мы открыты, взаимодействуем и опираемся на факты (Adidas),
  • мы ставим на первое место человека (РЖД),
  • мы демонстрируем профессионализм и постоянное совершенствование (Сахалин-Энерджи).
 Ценность Zappos

Одна из ценностей Zappos «делаем больше меньшими силами». Источник: flickr

В ценностях обязательно отражайте ваши стремления в отношении:

  1. Работников, клиентов, поставщиков и собственников.
  2. Прибыли, качества, роста акционерного капитала, своевременности поставок и других KPI.
  3. Креативности, инноваций, бережливости, командного духа и т.п.

Утвердите видение, миссию и ценности бизнеса у его собственников и покажите их всем работникам.

Все должны знать, понимать и принимать единые «правила игры» вашего бизнеса.

А главное, работать ежедневно, не нарушая эти постулаты.

Не делайте ваши видение, миссию и ценности пустым звуком!

После этого обычно появляются всякие кодексы, политики, регламенты и т. п. НО, видение, миссия и ценности — главное.

Это конституция вашего бизнеса. А ее не принято часто менять.

Дайте понять человечеству, что вы работаете в определенных рамках, а не «везде и со всеми».

Теперь клиент, выполнение требований которого заставит вас нарушить ваши ценности, не ваш клиент! Уважают сильных и дающих стабильность, а не готовых на все!

Теперь сделайте первый шаг на пути к достижению видения через миссию посредством ценностей — определите цели.

Цели

Они бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Но, не это сейчас важно.

Определите 5-10 внятных и достижимых, измеримых, ориентированных во времени задач с указанием исполнителя и набора ресурсов для каждой. Сделайте это на ближайшие 6-12 мес. работы вашего бизнеса. Все по технологии SMART, как вы уже догадались!

На практике все будет несколько сложнее, чем я описал. Но, ведь, не разбив яиц, не приготовишь вкусный омлет!

А можно, все-таки, без всех этих видений и ценностей? Ну, кому они нужны? — спросят самые упорные.

Отвечу монологом из кинофильма «Спортлото-82»:

А эти ягоды можно есть?

Можно, только отравишься.

Так что, беритесь ЗА ДЕЛО!

Хотите узнать больше по этой и другим темам кайдзен?

Подписывайтесь на рассылку Клуба директоров по тематике Кайдзен.

Руководитель проекта Кайдзен В Клуб директоров | kaizen@dirclub.ru | Сайт автора

7 лет опыта внедрения Кайдзен-проектов. Сертифицированный эксперт в области бережливого производства от немецкого института Lean Management Institut. Работал с ООО "ПК НЭВЗ", ООО "Крафт Фудс Рус", ООО "Свеза-Лес", ООО "ТБМ-Юг".

Leave a comment: