Абсолютное большинство людей стремится оценивать других по уровню знаний (по компетенциям). Поэтому основной упор в классическом обучении делается бесконечное повышение квалификации.
Но квалификация и широкий набор компетенций не увеличивают уважение и доходы человека. Компетентные в нашей стране очень часто получают значительно меньше, чем болтуны и продаваны.
Особенно, это важный момент для руководителей. У многих начальников, занимающих примерно схожие должности, уровень доходов может отличатся в десятки раз. Вот, например, Радиславу Гандапасу совершенно не мешают продавать билеты на свой тренинг — грамматические ошибки в раздаточных материалах.
Даже Ольга Васильева — бывшая министр образования и науки, не знает, какие существуют заблуждения в обучении.
Российский руководитель — гений!
Для взволнованных началом статьи — длинная цитата из моей книги.
«Власть Компетентности — способность снижать тревожность и беспокойство руководителя и коллег до нулевого уровня или возбуждать тревожность в случае необходимости принятия срочных решений, в рамках своей зоны ответственности и компетентности.
Человек, обладающий властью компетентности, способен рациональными или эмоциональными аргументами демонстрировать намерение, брать на себя всю полноту ответственности по решению конкретных проблем. Такое поведение очень привлекательно для окружающих. Руководителям приятно, что от них требуется только согласие и разрешение, а всю организационную и мыслительную работу готов сделать «компетентный». Компетентные, знающие люди пользуются авторитетом и властью в коллективе значительно большими, чем им полагается по статусу и должности.
Именно такая модель поведения и такой тип власти максимально пропагандируется и рекламируется в общественном сознании. Родители хотят учить детей с пеленок английскому языку. Покупают детям дорогие игрушки, конструкторы, компьютеры, нанимают репетиторов, оплачивают престижный вуз — все для того, чтобы ребенок (подросток) обрел власть компетентности в какой-либо области.
Общество в рекламе и в общественной дискуссии идеализирует власть компетентности. И публично обесценивает большинство видов биологической власти, приклеивая уничижительные ярлыки: манипуляция, бабуинское поведение и т.п.
Работники компаний стремятся посещать тренинги, обучения, получают второе высшее образование, проходят испытания и сертификацию только для того, чтобы подтвердить свой уровень компетентности.
Обучение профессионализму и глубокому знанию узких проблем стало основой бизнес-образования в нашей стране. В этой индустрии нарастающая конкуренция и одновременно очень низкий КПД.
Важно понимать и всегда помнить, что личная компетентность — не синоним власти компетентности. Умных и образованных много, но большинство не способно конвертировать свои знания в способность влиять на решения руководителей и коллег. Просто потому, что они не демонстрируют готовность нести ответственность за результат своего предложения или рекомендации. Большинство хочет ограничиться представлением своего экспертного мнения, а решение должно принимать и нести всю полноту ответственности уполномоченное лицо. Отказ от ответственности лишает возможности получить власть и влияние. Даже небольшое усилие, выбор между экспертными позициями, требует дефицитной управленческой энергии.
Пример власти компетенции в корпорации: Любой документ в большой компании проходит согласование в разных подразделениях, этот процесс иногда называют визированием. На документе в компаниях типа ОАО «Газпром» может быть 60 и больше подписей руководителей разного ранга. Как узнать, кто наиболее компетентный из числа подписавших документ?
Возьмите документ и лист согласования с визами. Смотрите, кому расписали подготовку согласования этого документа. От директора замдиректору, затем начальнику управления, затем начальнику отдела, затем главному специалисту. И, если его подпись была первой в списке согласования по данному управлению, значит он и есть самый компетентный специалист в данном подразделении. Именно от его позиции зависит, поставит ли подпись под документом профильный заместитель генерального директора. Очень часто руководители, у которых огромный поток документов, не читают сами бумаги, а просто проверяют в листе согласования наличие визы «компетентного» работника, и потом со спокойной душой ставят свою подпись!
Именно на этом эффекте строится власть компетентности работника. К нему обращаются за советом и решением в случае спорных ситуации, его голос решающий при согласовании внутренних документов в корпорации. Его уважают и ценят вышестоящие руководители, поощряют и считают ценным специалистом. Власть компетентности дает ее обладателю доходы и статус значительно выше, чем у другого сотрудника в той же должности.
Власть компетентности притягивает к себе мнимой простотой и «безгрешностью». Не надо использовать нечестные методы конкуренции, не надо подсиживать, интриговать, бороться за свой кусок «пирога». Все «просто»: учись, старайся, проходи испытания, получай сертификат, подтверждающий твою компетентность. И будет тебе «счастье». Твоя зарплата возрастет, тебя повысят, коллеги будут восхищаться твоей прозорливостью! Статистика стабильно опровергает данную концепцию. Супер-специалисты, увешанные дипломами под самую маковку, получают меньше молодого наглого выскочки, который не боится «запачкать» руки и принципы.
В нашей стране при выборе руководителей не применяются принципы «меритократии» (власти умных, честных, достойных, профессионалов). С точки зрения карьеры, увеличения личного дохода и числа подчиненных, власть компетентности дает наихудший результат. Личная компетентность только гарантирует занятость и кусок хлеба.
В нашей стране лидеры сначала добиваются власти, полномочий, статуса, а затем занимаются «бантиками»: пишут диссертации, получают звания докторов наук.
«Власть компетентности» возникла, как сопротивление человеческого мозга внешним властным воздействиям со стороны себе подобных. Этот вид власти отсутствует у других живых существ, кроме людей. «Власть компетентности» формировалась, как способность элиты больших человеческих сообществ мирно конкурировать друг с другом.
Те инструменты власти, которые хорошо воздействуют на толпу, плебс, быдло, не должны влиять на самих руководителей. Потому возникла необходимость специальным образом обрабатывать все входящие властные и побуждающие сигналы, осмысливать их, не доверяя собственному бессознательному сделать выбор за вас.
Такой тип мышления и функционирования психики является наиболее энергозатратным для человеческого организма! Биологически сложно и «дорого» быть холодным, рассудочным профессионалом своего дела.
Поэтому так трудно большинству дается в школе математика и логика.
Поэтому так мало успешных игроков в покер.
Поэтому так выделяются из толпы «ботаны» и «работники умственного труда».
Поэтому так мало стратегически мыслящих руководителей государств, способных обуздать свои прихоти в пользу долгосрочной государственной необходимости!
Наиболее выражена концентрация руководителей, поощряющих власть компетентности в компаниях и организациях, ответственных за создание и разработку компьютерных систем, интернет-инфраструктуры, в проектных организациях. Компетентность формируется и поощряется на стыке законов природы, технического развития и учетных систем.
Быть компетентным — это грустно!
Компетентный специалист, мастер своего дела получает возможность проявить свою власть над людьми за счет доверия к его уникальным знаниям и умениям. В конкретной человеческой группе критерий правильно/не правильно, выгодно/не выгодно/, возможно/не возможно формирует один человек, которого группа признала самым компетентным в данной области. Однако, окончательное решение делать или не делать принимает все равно формальный руководитель.
У компетентности есть жесткие ограничения — нельзя быть компетентным везде. Поэтому карьера специалиста, даже очень редкого и уникального, жестко ограничена рамками его профессии и сферы деятельности. Добиваться признания своей компетентности в разных областях долго и трудно.
Всем любителям вечно учиться и развиваться в профессии важно помнить: если компетентный специалист, пользующийся уважением и авторитетом в коллективе, задумает сменить работу, он автоматически теряет свою власть компетентности. На новой работе придется заново завоевывать авторитет в коллективе и кропотливо воссоздавать свое влияние на вышестоящих руководителей. Почему это происходит?
Личная компетентность, эрудированность и результативность дает возможность быть только экспертом. Власть компетентности получают исключительно те люди, которые декларируют готовность нести ответственность за предложенное решение или действие. Такая решимость — отвечать за спорную ситуацию, вызывает доверие у вышестоящих по званию и дает компетентному власть. Ему делегируется часть полномочий, часто значительно большая, чем полагается по званию и должности.
Регулярное использование власти компетентности и этих полномочий, создает иллюзию способности руководить и получить формальное признание своих заслуг в виде повышения в должности. Компетентный требует от окружающих признать его заслуги и дать новый статус. Чаще всего ему в этом отказывают, он увольняется оскорбленный в лучших чувствах. Меня не оценили, вы пожалеете.
Выходит на новую работу. На новом месте признают его экспертность, но власти компетентности нет. Потому, что доверие нужно заслужить, оно приходит со временем.
Очень многие рационально мыслящие люди, не умеющие использовать иные инструменты власти, кроме власти компетентности, предпочитают всю жизнь совершенствоваться в узкой сфере и максимально ограничивать круг общения и влияния. Быть большой рыбой, но в очень маленьком пруду.
Власть Компетентности проявляет себя не только в сфере точных и инженерных наук и профессий. Большинство людей склонны приравнивать компетентность к законам природы (истинна в последней инстанции). Если таково мнение самых умных и самых компетентных, значит это справедливо и неизбежно, зачем спорить и сопротивляться. Именно этим эффектом человеческой психики злоупотребляют СМИ, ссылаясь в своих бредовых статьях на мнение «Экспертов». Большинство мотивационных лозунгов, хлестких фразочек приписывается знаменитым людям, писателям, политикам ученым. Это создает иллюзию достоверности и истинности в последней инстанции.
Власть Компетентности в управлении людьми — это способность совершать регулярное насилие над собой, над своим телом, над своими желаниями, над своими эмоциями, над своими потребностями в пользу общественного блага, политической целесообразности, стратегической необходимости.
Только руководитель, способный контролировать свои желания, соотносить мечты и реальность, может строить и реализовывать долгосрочные планы. Такой руководитель может сохранять свою власть, иметь «право» судить других, и добиваться поставленных целей на длительном промежутке времени.
Руководитель, способный убедить подчиненных в своей компетентности может быть эффективным и справедливым судьей, честным банкиром, консервативным политиком, умелым и дальновидным правителем государства.
В нашей стране до сих пор жива поговорка: «Я начальник — ты дурак. Ты начальник — я дурак». Главная идея в том, что руководителя в нашей стране общество автоматически признает «экспертом» по всем вопросам бытия, просто в силу занимаемой должности (такова национальная культура нашей страны). Но это не является властью компетентности.
Однако, любой руководитель может быть признанным экспертом и супер-компетентным человеком в некоторых вопросах. Какие выгоды получает руководитель, обладая ключевой экспертизой?
Выгоды от личной компетентности руководителя:
- Власть Компетентности — это дополнительный управленческий ресурс. Экономия на экспертах, экономия на спорах, конфликтах (спорить не о чем, подчиненные и коллеги признают, что ваше решение — истина в последней инстанции, ибо вы признанный эксперт)
- Власть Компетентности экономит психическую энергию — вы уверены в своей правоте, на вашей стороне законы природы и расчеты.
- Власть Компетентности позволяет быть примером для подражания в иерархических, армейских или технократических структурах
- Власть Компетентности позволяет избегать стрессов от дефицита времени, от чужого влияния, от негативной информации, от чужеродного эмоционального «тарана» и психологических манипуляций.
Риски от применения власти компетентности для руководителя:
Власть Компетентности, если это единственный или доминирующий вид власти, может быть очень опасна для психики руководителя.
Мы часто попадаем в ловушку собственного опыта. Если некая модель поведения принесла нам успех в прошлом, мы в будущем будем регулярно ее воспроизводить.
При управлении людьми, привычка действовать по раз и навсегда заведенным правилам и шаблонам, приводит в эмоциональный и психологический тупик.
На бытовом языке это называют «принципиальностью». Принципиальный человек может потерять жизнь или подвергнуть опасности жизнь подчиненных, если его принципы неверны, устарели и не адекватны в текущей ситуации.
Вывод: руководителю в нашей стране необязательно быть лично компетентным ни в чем, кроме искусства управления людьми. Для психологической устойчивости и преодоления стрессов руководителю полезно иметь хобби. Развитие своей личной компетентности в сфере, не связанной с основной работой, позволяет сохранять работоспособность головного мозга за счет переключения фокуса внимания.
Руководителю важно не попадать в ловушку чужой компетентности — нельзя повышать людей в должности просто потому, что они отличные специалисты и мастера своего дела. Управленцами необходимо делать людей, умеющих управлять другими людьми и готовыми нести груз ответственности за принятые решения.
Андрей Ващенко
Эксперт по результативным начальникам. Преподаватель в Высшей школе экономики. Автор 10 книг.