Что делать, если сотрудники не желают принимать собственные решения? Каким образом приучить подчиненных нести ответственность за их работу? Каждому руководителю время от времени приходится сталкиваться с тем, что не подчиненные работают на него, а наоборот – он выполняет работу вместо них.
Александр Высоцкий, основатель компании “Высоцкий Консалтинг”, которая предоставляет консалтинговые услуги для владельцев бизнеса предлагает разобраться, почему это происходит и как можно быстро с этим справиться.
Одни люди могут справляться с любыми проблемами в работе, а другие – нет. И этот фактор лишь отчасти связан с компетентностью. Здесь, скорее всего, вы можете столкнуться с тем, что подчиненные ленятся думать и самостоятельно искать решение. Согласитесь, выглядит довольно странно, когда неглупый парень, который способен действовать, сталкиваясь с какими-то незначительными проблемами в работе, проявляет откровенную глупость.
Источник проблемы – низкая ответственность подчиненных в отношении к их профессиональным обязанностям. По своей природе уровень ответственности зависит только от собственной уверенности человека в том, что он может справиться с каким-то вопросом.
Настоящая компетентность руководителя проявляется не в том, насколько он хорошо делает работу за кого-то, а в том, насколько его подчиненные справляются с поставленными им же задачами.
Например, менеджер по продажам, который столкнулся с требованием клиента о предоставлении скидки, может проявить ответственность и уладить это возражение. Но, также он может проявить и безответственность – побежать за решением к руководителю. Это же так просто и комфортно – переложить ответственность на шефа. В итоге безответственность можно охарактеризовать, как привычку получать решения от кого-то другого.
Ответственные руководители всегда готовы броситься решать разнообразные проблемы собственноручно. Многие из них даже испытывают необъяснимое удовольствие от того, что решают все возникающие трудности. В результате руководитель гордо демонстрирует окружающим свою «компетентность», но уровень ответственности подчиненных при этом не растет. Он не учитывает, что настоящая компетентность руководителя проявляется не в том, насколько он хорошо делает работу за кого-то, а в том, насколько его подчиненные справляются с поставленными задачами.
Есть простое и проверенное на практике решение – руководитель никогда не должен принимать проблемы от подчиненных. Звучит радикально? Но это так и работает, руководитель не должен давать подчиненному готовое решение, пока тот сам что-то не предложит. На любой вопрос: «Что мне с этим делать?» руководитель должен задать встречный вопрос: «А какое решение ты сам предлагаешь, и почему?»
Имеет смысл потратить некоторое время на общение с сотрудником, чтобы получить от него собственное предложение. Довольно часто это будет вполне приемлемое решение, которое нужно будет лишь одобрить. В отдельных случаях, если подчиненный не способен найти решение, руководитель даст свое. Но никогда не стоит давать готовое решение до тех пор, пока есть возможность получить его от подчиненного.
Люди с гораздо большим желанием воплощают в жизнь собственные решения, чем навязанные кем-то. Так что в результате вы не только поднимете ответственность персонала, но и эффективность их работы.
Если так действовать, поначалу это может вводить подчиненных в ступор, ведь они не приучены нести персональную ответственность, а склонны перекладывать ее на вышестоящих коллег. Но они быстро привыкнут к тому, что босс будет требовать решений, и начнут напрягать извилины. При этом, постепенно, даже не осознавая, они получат уверенность в собственной способности решать проблемы. В результате их уровень ответственности будет постоянно расти, а руководителю придется работать за них все меньше и меньше.
У этого приема есть еще одно важное преимущество – люди с гораздо большим желанием воплощают в жизнь собственные решения, чем навязанные кем-то. Так что в результате вы не только поднимете ответственность персонала, но и эффективность его работы.
Подводя итог, можно сказать, что затраты времени руководителя на то, чтобы добиться от подчиненных предложений по тем или иным вопросам – отличная инвестиция усилий. Если вы – руководитель, приучите подчиненных к тому, что вы принимаете проблемы только в «комплекте» с решением. Следуя всегда этому правилу, вы будете удивлены, как быстро может измениться в лучшую сторону работа вашей команды.
Сложностей в управлении и коммуникации с сотрудниками множество. Поэтому необходимо понимать ценность функционирующей системы в бизнесе и реализации построения структуры компании.Как научиться понимать ценность функционирующей системы в бизнесе
Александр Высоцкий
Основатель компании Visotsky Consulting