Мы, совместно с телеграм каналом FuckYouFuckUp, начинаем постоянную колонку, где опытные и начинающие бизнесмены будут делиться неудачами в бизнесе. Клуб директоров надеется, что это поможет вам не потерять кучу денег, — на чужих ошибках учатся.
Катя с мужем художники, бесконечно творческие мечтатели из Хабаровска. Жили они и жили, как однажды захотели переехать к Балтийскому морю, купить там дом с садом и устроить керамическую мастерскую, даже название придумали — «Цирк Б». Одно дело захотеть, а другое сделать. Поначалу всё шло хорошо: переехали, дом с яблонями купили, даже в Балтике искупались на зло завистникам. Но вот дело дошло до создания бизнеса.
«Мы думали, что приедем в развитый город Калининград и там всё купим спокойненько. И вот переехали и поняли, что тут из того, что нам нужно, нет вообще ничего. Нельзя купить муфельную печь для обжига керамики, глазури, инструменты — ничего! Разве что глины немножко, да и то в Калининграде её можно достать в ограниченном количестве, через другие мастерские. И дорого».
Катя с мужем принялись искать всё это в других городах и думать, как привезти добро в Калининград. Тут внезапно оказалось, что та же печь стоит дороже, чем пара себе представляла. К счастью, муж с женой всё-таки нашли приемлемый вариант достаточного размера и достаточной мощности за адекватные деньги в Таганроге: «Всего за 70 000 ₽ — это очень мало, мы считаем, что это большая удача!».
Печь заказали, и тут ребята столкнулись с новой напастью — ужасным прибалтийским сервисом: «Оказалось, что это черта как Калининграда, так и Петербурга. Мы оформили заказ, оплатили, после чего магазин пропал. Мне пришлось туда звонить, устраивать скандал». На претензии Кате ответили, что, мол, в Калининград отвезти сложно: нужно копировать сертификаты, а мы-то такие занятые. В Калининград всё едет гораздо дольше, чем вообще в любое другое место, потому что нужно пройти 2 границы, а значит 2 проверки. Конечно же, пара дождалась свою печь, глину и всё необходимое, но от переживаний оба чуть не поседели.
Казалось бы, все проблемы позади, ребята начали лепить эксклюзивную посуду с чёрными шуточками, договариваться с лавочками, где среди туристов можно найти своего покупателя. Но вылез ещё один факап: «Мы очень наивно подошли к вопросу рекламы, оставили на неё всего 10 000 ₽. Нам казалось что, это такие большие деньги. Выяснилось же, что минимум 6 000 ₽ стоит только настроить одну рекламную кампанию». Кате пришлось спешно обучаться настройке таргетинга, чтобы хотя бы на специалисте сэкономить.
После ребята осознали свою следующую ошибку: «Мы оставили очень маленькую буферную подушку. То есть мы не рассчитывали, что чтобы бизнес как-то раскачать, нужно примерно полгода заниматься только им. Проблема в том, что у нашего дела такая специфика: мы сами всё производим, сами рекламируем, ищем покупателей и продвигаем через соцсети». Ребята заложили под раскачку 2 месяца. Оказалось, нужно закладывать минимум полгода. Когда через 2 месяца буферная подушка закончилась, а бизнес к тому времени ещё не раскачался, ребятам пришлось мечту притормозить и заняться прежней работой.
Сейчас пара занимается иллюстрациями, копирайтингом и дизайном, а уже оставшееся время уделяет бизнесу.
Итог: хорошо, когда есть мечты, но ещё лучше, когда есть голова. Всё нужно лучше продумывать, прописывать, а уж потом начинать. Хорошо, что потери минимальные, основная — время. Обидно, но не смертельно.
Интересно читать про ошибки опытных и начинающих предпринимателей? Тогда вам на канал FuckYouFuckUp.
Серийный предприниматель