Евгений Черняк — бизнесмен, глава наблюдательного совета крупного алкогольного холдинга Global Spirits, автор и ведущий YouTube-канала о бизнесе «Big Money». Проводит честные интервью без воды, политики и цензуры с такими же бизнесменами, как он. Только практическая информация.
У меня был период, когда я потратил около года на то, чтобы лежать в Майами и смотреть на океан. Честно хочу сказать, что это занятие очень печальное. Вот тогда я понял, что мне комфортно в роли СEO. Я занимаюсь юнит-экономикой, каждой единицей выпущенной продукции. Я знаю ДНК своего бизнеса. Я точно понимаю, как функционирует каждый процесс. Мне нравится руководить!
Как достичь успеха в бизнесе?
Чтобы в вас поверил кто-то, нужно вначале поверить в себя. Как покупатели поверят в ваш продукт, если вы сами в него не верите?
Есть вещи, которые нужно чувствовать. Бизнес - это интуиция, умноженная на чёткое планирование и ресурсы, необходимые для достижения этой цели.
Не слушайте тех, кто говорит, что с конкурентами нужно дружить, обниматься, сидеть за общими столами и слать поздравления! Они забирают у вас деньги, они ваши маркетинговые враги. Какая может быть дружба с врагами? Победы над конкурентами мотивируют меня и должны мотивировать вас.
Стройте личный бренд. Научитесь строить личный бренд - построите успешную мировую компанию. Ваш Facebook должен быть максимально живым, а вы должны быть максимально активны. Рассказывайте подписчикам истории: вот я на выставке, вот я бегу кросс, вот я отдыхаю с семьёй, вот я еду на велосипеде, вот океан за моей спиной.
Говорите честно о том, кто вы есть. Не обманывайте. Никто не верит в искусственное счастье и «отфотошопленные» фотографии. Это заметно. Также заметно, когда человек пишет фальшь. Лучше написать пост с грамматической ошибкой, но зато честно.
Про партнеров в бизнесе
Кто он — настоящий партнер? Он должен задавать новые стандарты и процедуры бизнеса, которые выведут вас на новую орбиту.
Такой человек дает вам либо рынок (обычно это системные большие фонды), либо внутренние процедуры, которые позволят сделать компанию более сейсмоустойчивой.
В основном бизнесе у меня нет партнеров, при этом я — «диванный инвестор» и во всех инвестиционных проектах посещаю советы директоров. Здесь внимательно слушаю, очень много записываю, чтобы потом применить какие-то фишки и советы в своем бизнесе, оптимизировать процессы внутри своей компании.
Партнер должен быть старше вас личностно, интеллектуально и, что очень важно — финансово. Если дела обстоят иначе, уменьшайте его долю, выкупайте акции или, не знаю, как и каким образом, но расстаньтесь с ним.
Стандартный большой инвестиционный фонд обычно приходит в стартап с правильными процедурами. Например, в одном молодом бизнес-проекте на совете директоров инвестор из Baring Vostok сказал: «IT-директор должен говорить категориями оптимизации процессов. Ему не следует заниматься настройкой wi-fi, например. Он думает, как оптимизировать процессы таким образом, чтобы высвободить чистую прибыль».
Эта идея стала для меня стимулом к изменению нагрузки IT-специалистов в своей компании. Специалисты IT-сектора больше не занимаются вайфаем, не покупают новые гаджеты и так далее. Вместо этого они автоматизируют, роботизируют процессы и высвобождают рабочую силу.
Мне стыдно за поступок в бизнесе. К сожалению, он не один. Есть то, за что стыдно, а есть вещи, о которых я сожалею. Из-за своей гиперактивности не замечаю травмирующих действий своих слов. Когда анализирую, что сделал не так, думаю: всегда надо быть максимум жестким с конкурентами и немного мягче со своими людьми.
О максимальной близости к клиентам
Если вашей компании не существует на экране айфона — вас завтра не будет существовать вообще. То есть в бизнесе сейчас идет борьба за первый (главный) экран любого смартфона.
Диджитализируйте бизнес, максимально учитесь сами. Максимально роботизируйте производство. Применяйте технологии блокчейн. Все это — будущее, которое наступило. Просто оно пока неравномерно распределено: где-то его больше, где-то меньше. Но мы уже совершенно точно понимаем, каким будет наше завтра. Значит, нужно подстроить компании под вызовы и требования потребителей будущего.
Потребители хотят в один клик заказать еду, вызвать такси, сделать ремонт и получить любую услугу. И, повторюсь, наша задача сделать так, чтобы клиент сделал это именно в вашем сервисе или приложении.
Время романтически настроенных одиночек прошло. Побеждают хорошо систематизированные мотивированные команды, которые четко понимают как из точки А прийти в точку Б.
О подборе людей в команду и собеседованиях
Как я набираю людей в свою команду? Дайте человеку реальный кейс уже на собеседовании. Все эти задачи, по типу «продать вам ручку», «продать эскимосам снег» не работают.
Из вопросов, которые можно задать, чтобы проверить софтскиллы: «Какие ошибки в своем бизнесе (работе, на проекте) вы совершали»? Если претендент говорит об ошибках без местоимения «я» — это первый симптом того, что такой сотрудник вам не нужен.
Еще один вопрос: «С ошибками понятно, а как насчет побед»? И вот здесь «я» возникнет в каждом предложении.
Выбираю людей, у которых в ответах про успехи и поражения соблюден баланс «я» и «мы». И да, собеседования я провожу сам. В моей компании нет эйчаров, потому что тогда это будет компания эйчаров, а не моя.
Про делегирование
Если ваш менеджер не чувствует, что вы в своем сегменте рынка разбираетесь лучше него, он украдет деньги или время, ваши возможности. Во время очередного доклада начнет занижать планку разговора: умолчит о каких-то деталях, исказит информацию. В случае делегирования, скорее всего, вы уделяете своему делу меньше времени, почти наверняка выпадаете из потока новостей, теряете хватку.
Бизнесмен Трамп сказал гениальную фразу: «Найди лучших и ни в чем им не доверяй».
С другой стороны, что дает ситуация, когда вы не делегируете? Это сто звонков в день, задачи, дела. Если вы кайфуете от этого, радуетесь, когда работаете 24 часа в сутки — семь дней в неделю — 365 дней в году, вам нравится разбираться в каждом процессе, вы любите свою компанию — все точно будет хорошо. Ни один менеджер не обманет.
Счастливая компания — это когда собственник либо генеральный директор кайфует от того, что не хочет делегировать.
Про маркетинг
Маркетинг — это возможность познакомить потребителя однократно с твоим продуктом. Если у тебя супермаркетинг, но плохой продукт, к тебе второй раз не придут. Вторая и третья покупка — это лояльность.
Твоя задача — не узнаваемость, а лояльность. Для этого нужно создать лучший в мире продукт, чтобы по этому поводу в принципе не волноваться.
У бизнесмена должна быть большая душа, много мотивации и маленький калькулятор на столе.
Евгений Черняк
Глава наблюдательного совета крупного алкогольного холдинга Global Spirits.
Автор и ведущий YouTube-канала о бизнесе «Big Money».