Наш новый эксперт — Альбина Холгова, преподает правила делового этикета, в свободное время ведет передачи на ТВ и работает президентом ассоциации по деловой этике и этикету. Специально для Клуба директоров она рассказала про самые популярные ошибки российских бизнесменов в этикете.
Этикет давно перестал быть просто набором правил, которые мы почему-то должны соблюдать. Этикет — это индикация «свой — чужой». По тому, как мы приветствуем коллег, как ведём себя на переговорах, на бизнес-ланче, как встречаем партнёров и т.п., люди определяют, из какого мы круга.
Популярность делового этикета набирает обороты
Неспроста большинство бизнес-школ включают в программу MBA и DBA этот предмет. А в той же Англии, к примеру, около 30-40% времени дети в элитных школах изучают нормы хорошего тона. Как принято говорить, при равном опыте и образовании знание правил этикета даёт нам неоспоримое преимущество.
Какие ошибки в этикете пока ещё очень часто совершают российские предприниматели?
Администрация Клуба директоров надеется, что эти правила делового этикета будут все чаще употребляться на переговорах, семинарах и выступлениях.
1. Предлагают гостям на переговорах менее почётное место
Гостей в переговорной комнате следует располагать лицом к двери.
2. Путают светский этикет с деловым
В деловой системе координат нет гендера, потому в лифт входит первым тот, кто ближе, а не женщина. Кнопку вызова лифта нажимает тот, кто ближе, а не мужчина.
3. Не договариваясь, переходят на «ты»
Это правило в большей степени касается руководителей. Господа, мы должны помнить: если вышестоящий без предупреждения начал обращаться к подчинённому на «ты», это даёт последнему право обращаться к начальнику так же. Потому, если очень хотим отказаться от «Вы», следует этот момент проговорить.
Например: «Иван, если Вы не возражаете, давайте, пожалуйста, перейдём на «ты». Сто лет вместе работаем».
4. Мужчины носят чёрные костюмы
Мужчины носят чёрные галстуки или чёрные костюмы. А это одежда для водителей или охранников, если мы говорим про деловой дресс-код.
5. Дамы приходят на переговоры или совещания в неподходящей одежде
Сотрудник любой компании вне зависимости от должности — лицо своего руководителя, лицо самой компании. Впечатление, которое производит сотрудник или сотрудница влияет на имидж всей фирмы.
Например, нередко можно увидеть женщину на переговорах на высоких шпильках или в полупрозрачной блузке. С позиции этикета это ошибочный шаг. И если на этих переговорах будут присутствовать те, кто в данных правилах разбирается, то выводы будут сделаны и репутация компании может пострадать.
6. Жмут руку через стол
Протягивать кому-то руку через стол в этикете запрещено. Это можно сделать в одном случае: переговоры успешно закончились, участники встают и протягивают друг другу руки. Во всех остальных ситуациях необходимо выйти из-за стола.
7. Оставляют мобильные телефоны на столе переговоров
Оставить гаджеты на столе во время совещания или важной встречи можно только в одном случае — если это действительно необходимо. И мы обязаны этот момент проговорить.
Например: «Господа, я прошу прощения, жду очень важное сообщение, поэтому оставлю телефон на столе».
Во всех остальных ситуациях телефоны переведены в беззвучный режим и убраны. Это признак уважения к присутствующим.
8. Легкомысленно подходят к выбору фотографий для аватарки в мессенджерах
Если мы занимаемся бизнесом, то в мессенджерах на месте аватарки следует разместить бизнес-портрет. На нём мы должны презентабельно выглядеть.
Реальный случай: с предпринимателем не захотели заключать контракт только потому, что в WhatsApp у него была фотография с пляжа. Подобных историй, к сожалению, много. Так стоит ли данными правилами пренебрегать? Ведь ни у кого из нас нет возможности произвести первое впечатление второй раз. А от первого впечатления очень часто зависит и результат переговоров, и количество денег на нашем счету.
(А у меня как раз серьезная фотография делового профиля ;) — админ Клуба директоров)
А что за курс подготовки преподавателей по этикету?
Совместно с Высшей школой корпоративного управления РАНХиГС мы запустили курс по этикету для преподавателей.
Педагоги — эксперты, в том числе из Франции, Великобритании, США.
Продолжительность — 6 месяцев.
Формат — оффлайн и онлайн (вебинары в режиме реального времени, будет возможность общаться и задавать вопросы учителю).
Вы получите диплом государственного образца от ведущего вуза страны! Президентская Академия РАНХиГС занимает лидирующие позиции в рейтингах учебных заведений.
С дипломом Вы сможете устроиться в протокольный отдел крупной компании, либо преподавать этикет. Это единственная программа в РФ с дипломом от ВУЗа! Все остальные аналогичные курсы проводятся частными школами.
На курсе преподавателей делового этикета будет две группы
- Первая получит документ о повышении квалификации. Общая трудоемкость курса — 214 ак.ч.
- Вторая группа получит диплом о профессиональной переподготовке. Общая трудоемкость курса — 252 ак.ч.
Запрос условий на сайте ассоциации или у меня в Фейсбук.
После прохождения данного курса Вы зачисляетесь в Экспертный состав НАДЭП (Национальная ассоциация экспертов по деловой этике, этикету и протоколу). Ассоциация еженедельно упоминается в федеральных СМИ, занимается общественно-значимыми инициативами. У Вас будет солидный статус, Вы будете иметь возможность делать жизнь страны (как бы пафосно это ни звучало) лучше, Вы сможете общаться с авторитетными специалистами.
Вы изучите все виды этикета, навыки тренера по этикету, антикварное дело, ораторское искусство, поймёте, как собирать группы и как работать с клиентами. И это далеко не полный список дисциплин!
Присылайте сообщение и мы забронируем Вам место в группе!
Ваша Альбина Холгова
Альбина Холгова
Президент «Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу» (НАДЭП), приглашённый преподаватель школ бизнеса РАНХиГС, МГИМО; автор книги «Светский этикет», общественный деятель.