15 убойных фишек правильной организации рабочих мест - Клуб директоров

15 убойных фишек правильной организации рабочих мест

Бережливый бизнес начинается с правильной организации рабочих мест, изучения своих процессов и поиска потерь как на местах, так и в процессах.

Начали улучшать свои рабочие места? Используйте 5С — японскую систему организации рабочего места. Она включает в себя этапы сортировки, соблюдения порядка, содержания в чистоте, стандартизации и совершенствования.

За 7 лет проектов по улучшению я научился 15 непреложным истинам при организации 5С. Почти всегда, когда я не применял эти правила, внедрение 5С заканчивалось плачевно.

1. Выберите команду внедрения. Включите в нее работников подразделения, где будет разворачиваться 5С. Работники сами хотят улучшать свои рабочие места. Более 70% из них знают, что именно нужно улучшать на их рабочем месте. Подтолкните их к этому!

2. Расскажите команде внедрения о том:

  • какова общая цель и ожидаемый результат проводимых мероприятий,
  • что именно будет делать каждый работник в рамках внедрения,
  • как и с помощью каких ресурсов он будет достигать цели.

Это значительно повысит лояльность работников к новой системе.

Читайте также:
5 фишек, которые привели Toyota к мировому господству

3. Обязательно выслушайте и запишите предложения работников по улучшению своих рабочих мест. Никто не знает процессы и рабочее место так хорошо, как тот, ко на нем работает. Никому не отказывайте в подаче предложений. Какие из них будут реализованы — решите позднее.
Такой подход увеличит вовлеченность работников в процесс улучшений.

4. Перед началом внедрения системы выберите место для фотосъемки ситуации «До улучшения». Обязательно сделайте несколько фотографий места будущего улучшения. Делайте фото и в процессе работы.
Без этого вы не сможете показать масштаб улучшений и убедить сомневающихся в пользе изменений.

5. Подберите и используйте все необходимые для работы средства индивидуальной защиты. Выдайте их каждому участнику. Риск травм заметно сократится. Работники увидят, что о них заботятся и дорожат их здоровьем.

Маркировка рабочих зон по системе 5С в сборочном цехе

Маркировка рабочих зон по системе 5С в сборочном цехе. Источник: commons.wikimedia

6. Перед проведением этапа сортировки организуйте специальную зону для предметов, чье предназначение и статус непонятны. Это зона «красных ярлыков». Научите работников пользоваться ею. Раздайте всем участвующим бланки «красных ярлыков».
Если нет специальной зоны, то не будет и предметов для этой зоны. Без этого этап сортировки проводить бессмысленно.

Читайте также:
Кайдзен: Чтобы Муда не погребла вашу Гембу

7. Определите ответственного за хранение предметов в этой зоне, срок хранения предметов в ней и порядок изъятия из нее. После истечения срока предметы из зоны необходимо удалить. Отсутствие ответственного приводит к постепенному «расползанию» предметов обратно на рабочие места. Работникам жаль терять «полюбившиеся» молотки, цанги, пассатижи и т.п. Они постараются вернуть их обратно, как только это станет возможно.

8. Проведите измерение параметров процессов, реализуемых на рабочем месте. Зафиксируйте, сколько и каких грузов переносит работник, как часто он это делает. Сколько шагов он проходит в течение рабочей смены и т.п.

9. Реализовав первых три шага 5С на рабочих местах, обязательно стандартизируйте полученный порядок. Делайте это незамедлительно!

10. Разместите на рабочем месте полученный стандарт чистоты, порядка и правильного расположения предметов. Он напомнит работнику о том, как должно выглядеть его рабочее место по окончании трудового процесса.

Такие примеры будут менять культуру организации, прививая работникам мышление категориями постоянных улучшений.
Это ключевой фактор успеха! Без этого все скатится к первоначальному хаосу и беспорядку!

Читайте также:
Как мы за неделю повысили производительность участка в 4 раза

11. Сделайте несколько фото «После улучшения» ровно с того же места, с которого вы делали фото «До».
Так вы точно сможете понять масштаб полученных улучшений и донести это другим работникам.

12. Публично поблагодарите участвовавших работников за полученный результат.
Это повысит их мотивацию к дальнейшим улучшениям.

13. Разместите на общедоступном информационном стенде отчет о мероприятии вместе с фотографиями команды внедрения и фото «До» и «После».
Другие работники увидят, что их знакомые коллеги легко смогли улучшить свои рабочие места и получить пользу для себя и предприятия.

14. Особо покажите полученный эффект от проведенной акции (сэкономленные метры, килограммы, минуты и т. п.). Пишите честно, не преувеличивайте.
Эти результаты сильно мотивируют работников других подразделений на улучшение своих рабочих мест.

15. Презентуйте обновленный участок работникам других подразделений.
Этим вы привлечете всеобщее внимание к полученному положительному результату.

Присутствие и одобрение руководства покажет заинтересованность первых лиц предприятия темой постоянных улучшений и их вовлеченность в процесс.

Это не исчерпывающий список хитростей 5С. Со временем у вас появятся свои фишки и тонкости. Однако без соблюдения этих 15 правил привить и привнести культуру 5С на рабочие места будет очень сложно.
Проверено опытом! Подтверждено кучей потраченных нервов!

Читайте также:
Как поднять эффективность оборудования до уровня Ford. Первый шаг

Вам интересна тема кайдзен и бережливого производства? Хотите стать бережливым? Подписывайтесь на рассылку Кайдзен от Клуба директоров. Мы поможем вам сэкономить миллионы!

Дмитрий Соловьев
Руководитель проекта Кайдзен В Клуб директоров | kaizen@dirclub.ru

7 лет опыта внедрения Кайдзен-проектов. Сертифицированный эксперт в области бережливого производства от немецкого института Lean Management Institut. Работал с ООО "ПК НЭВЗ", ООО "Крафт Фудс Рус", ООО "Свеза-Лес", ООО "ТБМ-Юг". Я оказываю консультации по внедрению Кайдзен.