Есть мифы о плохом инфобизнесе, и о хорошем инфобизнесе. А главное, есть отвратительные, обобщающие определения, которые позволяют назвать коллегами Профессора Гарварда и ведущего вебинары Васю Пупкина.
Для невнимательных, для профессионально деформированных, для тех, кому просто пофигу.
Я решил расписать признаки инфобизнесмена, и постараться подчеркнуть ключевые отличия инфобиза от нормального образования.
Главная особенность инфобизнеса — МИМИКРИЯ под другие виды обучения. Есть много прекрасных спикеров, спортсменов, мотивирующих ораторов, экспертов, которые выступают хорошо и зажигательно, при этом не являются инфобизнесменами. На мой взгляд, у инфобизнесменов типа Игоря Манна, Андрея Парабеллума, Осипова или Радислава Гандапаса есть 6 из 10 признаков инфобизнесменов.
10 нестандартных признаков представителя инфобизнеса
1. Натиск на обучении.
Классическое образование, как бы его не проклинали и не критиковали, нацелено на обучение тысяч и миллионов. Классическое образование делает всех условно грамотными, условно знающими математику. Подчеркиваю ВСЕХ! В этом его сила и основной недостаток.
Инфобизнесмен, даже очень умный и с хорошими намерениями, подобен селекционеру-насильнику. Он действует максимально быстро. Штурм, натиск. Схватил свое и бежать.
В любой аудитории всегда найдется 2-3 процента тех, кто лучше подготовлен, кто быстрее воспринял информацию, нашел свои внутренние инсайты и решения под воздействием спикера.
Инфобизнесмен присваивает себе их успех в обучении. Делает их своими амбассадорами, их же «озарило» в его присутствии.
Во время своего выступления опытный инфобизнесмен проводит селекцию участников обучения на: «умных» и «остальных».
Умных я научил, а фактически просто выбрал из толпы, а на остальных мне плевать. Но что бы не было скандала, необходимо убедить толпу, что «все они молодцы», как олигофренов в спецшколе.
Инфобизнесмен дарует аудитории эмоциональную нирвану:
- интеллектуальное забвение — обнимашки, групповое фотографирование, групповые упражнения);
- информационный перегруз — множественность схожих примеров, создающих иллюзию экспертности и ценности контента, а фактически выполняющую роль ластика стирающего из памяти все полезное;
- успокаивающий «разбор кейсов»;
- через 72 часа люди не помнят ничего, кроме своих «позитивных» эмоций.
В результате обучения у инфобизнесмена доля «наученных» — 2-3% от общего числа участников учебного процесса. У них якобы была низкая мотивация и включённость. Остальных в шлак.
Классическое образование дает, средний результат, но его способны осилить 85% обучаемых, без нарушения психики и утраты здоровья.
2. Экстремальная активация психики.
Гипермотивация, вспышка продуктивности, прилив вдохновения, чувство всесилия. Вечный дефицит времени, надо бежать быстрее на встречу своим страхам и фобиям. Угасание тревожности, отключение критического мышления.
Есть простейшие приемы управления аудиторией вызывающие эйфорические состояния. «Мы в город изумрудный идем дорогой трудной, идем дорогой трудной дорогой не прямой, заветных три желания исполнит мудрый Гудвин ….»
Фактически спикер — инфобизнесмен, провоцирует аудиторию, что бы вызвать гормональный всплеск.
Провокации бывают различные:
- иногда агрессия, мощное усилия, атака;
- иногда «обходной путь», якобы «простое» решение, нормальные герои всегда идут в обход.
В организме человека возникает гормональный всплеск дарующий ощущение «всепонимания», «всемогущества». Ты лидер, ты можешь, на крайний случай «соберись тряпка».
Инофобизнесмен стремится различным образом создавать ощущение простоты и доступности решения, якобы нужны только воля, желание и внутренняя энергия. Пойди и возьми. Сделай это! Работа с возражениями аудитории сводится к примитивным примерам, которые никто не может проверить.
Спикер от инфобизнеса использует ритмичные речевые конструкции: речевки, лозунги, цитаты великих, «всем известные законы типа Паркинсона, правила Парето, не имеющие никаких научных подтверждений».
Все, что нужно от слушателей это внутрення энергетика. Готовность «выложиться по полной». Остальное, по словам спикера, получится само собой.
Что бы убедить людей «сделать шаг», спикеры показывают «простой» путь. Рассказывают истории успеха поражающие своей примитивностью, и отсутствием рисков. Во всех этих историях нет места изобретательности, интеллекту, творчеству. Их заменяют выносливость, решительность и натиск.
В классическом образовании для повышения КПД в обучении достаточно зубрежки и многократного повторения. Некоторые слушатели до конца жизни не могут забыть хорошо выученных лекций и уроков.
3. Явление чудес (имитация, фокусничество, манипуляция)
Очень важная часть работы с аудиторией и формирования доверия к спикеру Инфобизнесмену это совершение чудес. Точнее яркий рассказ о «совершенных чудесах», по схеме: сам себе апостол.
Есть примитивные россказни о миллионах и миллиардах заработанных спикером. Ифобиз на понтах или Успешный успех. Но у серьезных Дядей от Инфобиза это примеры преодоления:
- был толстым стал худым и бегаю марафоны;
- был алкоголиком, теперь практикую йогу и здоровое питание;
- был несчастным, нашел свою любовь и счастлив;
- был несчастным наемником в дурной компании, теперь независимый бизнесмен с кучей проектов и морем свободного времени;
- болел и преодолел болезнь, от насморка до тяжелых форм рака;
- спас кого то из беды: человека от самоубийства, компанию от разорения.
Демонстрация регалий подтверждающих совершенные чудеса: №1 по версии журнала сад и огород, лучший инфобизнесмен по версии портала лошади и гончие.
В классическом образовании, преподавателю не нужно доказывать ученикам свой статус и бесконечно предъявлять регалии. Система гарантирует подчинение, соблюдение субординации, и наличие четких формальных критериев успешности обучения.
4. Замашки спортивного тренера (гуру) и дарование навыка
Инфобизнесмены очень «озабоченны» ощущениями слушателей. Слушатель должен «почувствовать пользу»! Желательно на уровне кинестетики. Инфо-монстры заявляют, что научат кого угодно и чему угодно. Поэтому они дают «технику» прямо здесь и прямо сейчас.
Делай раз, делай два делай три…
Всем понятно.
Особенно опасны в этом смысле разборы, которые проводят в бизнес молодости. Почти у всех «приличных» инфобизнесменов есть своя «школа», где они обучают и продвигают наиболее талантливых соратников по инфо-образовательной борьбе, что то вроде школы спикеров.
В классическом образовании на всех этапах обучения приняты формальные критерии оценки результативности: тесты, диктанты, контрольные, устные и письменные экзамены. Даже не слишком умелый преподаватель, выполняя формальные требования, способен приносить практическую пользу большинству обучаемых.
5. Имитация «сверх авторитетности и сверх результативности»
Чаще всего инфбоизнесмен продает «авторскую» методику. Но подкрепляет ее декларацией своей супер образованности, и поднимает на свою защиту «авторитетов», трудов и достижений которых вы не читали, но громкое имя слышали.
Очень многие лидеры инфобиза, люди много читающие, много посещающее семинары и конференции, много пишущие. И не всегда это про успешный успех. Ибо трешак видно сразу.
Я уже говорил инфобиз он быстро мимикрирует под любую модную тему: эмоциональный интеллект, цифровая экономика, криптовалюты, личностный рост и т.д. Инфобиз похож на вьюн-паразит, который использует настоящее древо знания, опутывая ствол и прячась в ветвях, выпивая все соки из пораженного ствола. Если верить спикерам от Инфобиза, они не спят не едят — а работают, работают, работают. Но работают не уставая, поэтому такая высочайшая результативность.
Я написал … книг.
Я обучил … человек.
Я вел тренинги и обучение в … странах.
Я! Головка от *уя.
Лидеры инфобизнеса учились у «лучших» инфобизнеменов из США, выдавали их книжки за свои, беззастенчиво цитировали и использовали их кейсы-примеры.
Анекдоты, смешные истории, примеры личного успеха — все это заимствованное. Причем заимствуют и воруют не только у иностранных авторитетов, но и друг у друга, а так же присваивают истории клиентов. Удачную шутку могут одновременно выдавать за свою сотни экспертов из инфобизнеса. Крайне мало проработанных, продуктивных кейсов собственного сочинения.
В классическом образовании, преподавателю просто нет необходимости бороться за внимание аудитории, демонстрируя свои регалии и медали. В классическом образовании специалист подтверждает свою квалификацию во время обучения и повышения квалификации, дает усредненную, стандартизированную, ранее опробованную информацию. Меньше оригинальности и новизны, зато меньше вранья и манипуляций.
6. Имитация «сверх присутствия». Высокая рекламная активность.
Бизнес модель «настоящего» инфобиза подразумевает высочайшую рекламную активность. Быть рядом с клиентом — это главный девиз опытного инфобизнесмена. Сигареты, алкоголь, азартные игры и инфобизнес — все это требует постоянной рекламной поддержки.
Потребность клиента расстаться с деньгами должна быть удовлетворена немедленно!
Поэтому инфобизнесмены, будучи по природе своей гуманитариями, фанаты всех технических новаций, позволяющих быстро и не дорого вступить в первичную коммуникацию с клиентом (книги написанные за один день, вебинары, статьи, выступления на конференциях, ролики в ютубе, каналы в телеграме и прочее).
Как только появляется любая новая технология рекламы, рассылки или идентификации потенциальных клиентов — инфобизнесмены в первых рядах, повышающих квалификацию.
Они по настоящему всеядные и беспринципные. Используют для бизнеса все виды коммуникационного воздействия от жалости-жертвенности (благотворительности) до страха-азарта (соревнования, тесты, квесты, игры).
Классические бизнес школы, тоже занимаются рекламой, но в рекламе не обещают чудес, в отличии от инфобизнесменов. Максимум злоупотребляют обещаниями элитности и статуса.
7. Раздраконивание любопытства.
Среди инфобизнесменов нет консерваторов. Они все, как один инноваторы и сторонники прогресса. Новое, с точки зрения продаж инфо-продуктов, всегда лучше, старого. Продавать новое легче, в силу нашего природного любопытства, и всеобщей веры в чудо и волшебство в бизнесе.
Возможно, из за культурных особенностей нашей страны, инфобизнесменам удается совершить продажу своего инфо-г*вна одному клиенту один, в редких случаях два раза. Поэтому лидеры инфобиза похожи на передовиков стахановцев. Они вечно в информационном «забое», вечно перебирают порожнюю породу, ищут самое ценное «непуганых идиотов с деньгами». Как будто Мария Складовская Кюри, перебирающая тонны урановой руды в поисках радия.
Но самое удивительное, даже найдя этих людей, инфобизнесмены редко способны на нечто большее, чем продать свою книжку, билет со скидкой на свое шоу. Клиенты слишком быстро разочаровываются в результате своего обучения у инфогуру. Потому рекламное и информационное давление никогда не ослабевает.
Классическая школа предпочитает идеи и концепции 20-40 летней давности. Пусть слегка замшело, зато проверено по триста раз и кейсов просто вагон.
8. Стайный эгоизм
Многие Инфобизнесмены законченные нарциссы и эгоисты. Психологи утверждают, что такой типаж очень нравится женщинам с мазохистическими наклонностями. Работают или вообще в одиночку или с небольшим коллективом в 5-15 человек. Они рабы своих желаний и прихотей, поэтому с трудом могут ужиться в большом коллективе. Метафорически, они ведут себя, как серферы в охоте за волной. Мест, где есть волны мало. Поэтому серферы от инфобиза сбиваются в стаи. Доска у каждого своя, а волна общая.
Инфобизнесмены мастера ехать на тренде. Как можно быстрее «освоить новинку», оседлать тренд, «разработать авторскую методику» и понеслась. Вокруг голубой океан из любопытных лохов.
В классических школах работают команды взаимозаменяемых преподавателей. Естественно, и в преподавательской среде есть «звезды», но их замена, не лишает смысла сам образовательный процесс.
9. Внешность инфобизнесмена (шуточный критерий).
Как узнать по внешнему виду, что перед вами инфобизнесмен? На что обратить внимание?
Молодые инфо-ушлепки, они просто очень крикливые и бесцеремонные. А вот опытные заезды инфобиза уже не одну «собачку скушали» и истрепались.
Чаще всего он лысоватый или плешивый (исключения есть, но они лишь подтверждают правило). Не стандартной национальности и религиозной принадлежности. Не стандартных габаритов (выше среднего или наоборот ниже среднего). Стремиться быть во главе женского коллектива. Как факир (заклинатель змей) в серпентарии. Способен резко менять свое поведение. На сцене перед зрителями и в обычной жизни, как будто два совершенно разных человека. Можно зафиксировать поведение закомплексованного нарцисса. Вызывает у женщин «за 30» умиление, и учащение дыхания. Материнскую гордость — какой умничка, такой лапочка. И желание отдать всю себя на борьбу и защиту такого «достойного человека».
10. Любовь к статусным «фотораритетам»
У каждого Инфобизнесмена есть своя доска почета. С кем он фотографировался из иностранных гуру и подгурков. А так же с любыми другими знаменитостями. При этом такие фотки находятся у самого сердца. В смартфоне в папке избранное, в портмоне вместе с фотографиями детей. Предъявляются практически немедленно, как дополнительное свидетельство личного успеха. Для сбора этих фото раритетов они часто путешествуют за своими «учителями», гуру инфобизнеса.
Мне это не понятно, но говорят, такие фотосвидетельства помогают продавать их тренинги и служат чем-то вроде пропуска в мир инфобизнеса. Соответственно, проводя свои мероприятия, инфогуру, как отдельную опцию за плату, предлагают фотосессию со своей персоной.
Преподаватели тоже люди, любят фотографироваться со статусными гостями. Но наличие такой фотки, никак не меняет уровне доходов и амбиций преподавателя.
Андрей Ващенко
Эксперт по результативным начальникам. Преподаватель в Высшей школе экономики. Автор 10 книг.